Фаньцзыцюань
Фаньцзыцюань (翻子拳) - один из видов кулачного искусства. Другие названия - "фаньцзы", "фаньцюань"; исходное название - "башаньфань" ("8 уверток-переворотов"). Относится к методам ведения боя на короткой дистанции.
Овладение стилем фаньцзыцюань подразумевает серьезную тренировку дыхания, потому что многие комплексы движений делаются на одном дыхании. Стиль движений можно охарактеризовать как сильную непрерывность. Овладевающие стилем фаньцзыцюань бойцы тренируют, в первую очередь, твердость удара, скорость и проворство.
Сам по себе стиль фаньцзыцюань в последнее время используется редко. Его принято включать в систему стилей, среди которых чуоцзяо и пигуацюань. За счет этих смежных стилей боец, изучающий фаньцзыцюань, тренирует умение правильно контролировать выброс силы, тренируя умение убирать мешающие этому опирания и добавляя удару дополнительную тяжесть.
Источником современного фаньцзыцюань является род Дуань из деревни Северная Булань уезда Гаоян провинции Хэбэй. Примерно в годы правления под девизом "Даогуан" поколение Дянь ("последний") рода Гуань образовывали пятеро братьев, все - хорошие бойцы. Они попросили Хань Лума стать их учителем, и изучили у Ханя фаньцзы и чуоцзяо. Сюй Чжаосюн с Северо-Востока, изучив у семьи Дуань фаньцзыцюань и чуоцзяо, передал традицию шэньянцам Хэ Хэсяну и Ху Фэнсаню. Помимо них в фаньцзы и чуоцзяо был также силен Чэн Цинчунь из Яньтая, кроме того он тренировал "9 рук богомола"; говорят что он учился у Сюй Чжаосюна.
Тот фаньцзыцюань, что имеется в Ганьсу и Шэньси, а после образования КНР распространился по всей стране, передается от Ма Фэнту. В начале периода Китайской Республики Ма Фэнту и его единоутробный брат Ма Инту 7 лет в Шэньяне обменивались опытом с Хэ, Ху и Чэном. Братья Ма изучили у Хэ, Ху и Чэна фаньцзыцюань и чуоцзяо, а Хэ, Ху и Чэн изучили у братьев Ма тунбэй пигуа цюань. Ма Фэнту доставил чуоцзяо и фаньцзыцюань на Северо-Запад, а в Шэньяне ныне изучающие фаньцзыцюань тренируют также и пигуацюань.
Фаньцзыцюань - это стремительное вращение слева и справа, сверху и снизу. Это твердость и мягкость,реальные движения и обман. Онделится на 8 методов, называемые 8 методов Юэ Цин работы руками, каждый из которых делится на 8 рук. Таким образом имеем 64 руки. Техника шагов состоит из чулюбу (выкалывающий шаг), ицзыбу (шаг в виде иероглифа "-"), люхэ баньмабу (половинная стойка лошади шести соединений).
Тренируя фаньцзы цюань, надо вначале тренировать тяо мо (подъём и смахивание), то есть подъем при наступлении и смахивание при отступлении. При ударах основное внимание сосредоточено на "Если удар приходит высоко то применяй тяо, если низко то мо". Тяо - это маховое движение одновременно обеими руками по вертикальному кругу вперед. Мо - это движение одновременно обеими руками по вертикальному кругу вниз к животу. Суть восьми методов состоит в разнообразнейшей тренировке движений по различным дугам и окружностям.
Основным тао, исполняемым без оружия, служит личжуанфань ("вращение подобное вращение стоящей сваи"). Другие тао: цуйбафань ("собранные 8 вращений"), каошоуфань ("вращение опирающихся рук"), цзянь чжун фань ("вращение укрепляющее центр"), циньшоуфань ("вращение хватающей руки"), лушоуфань ("вращение похищающей руки"). В специфическое оружие фаньцзыцюань входят: бабу ляньхуань цзиньшоудао ("8 шагов непрерывного широкого меча атакующих рук"), мяньчжаньдао ("широкий меч непрерывно тянущейся войны").
В настоящее время распространенные на Северо-Востоке и Северо-Западе две ветви фаньцзыцюань схожи между собой, но в методах работы с силой, внешнем облике и конструкции таолу имеют небольшие различия. Распространенный на Северо-Западе в работе с силой испытал влияние тунбэя, акцент делается на выбросе силы от поясницы, прямо и разом. На Северо-Востоке предпочитают проворство, жесткий подъем и жесткое опускание. Обе эти ветви фаньцзыцюань имеют свою специфику и широко распространены. Помимо них в Хэбэе и районе Пекин-Тяньцзинь существуют еще люшоуфань ("вращение шести рук"), яньцин фаньцзы ("фаньцзы Янь Цина"), инчжао фань ("вращение орлиных когтей"), цуньфаньцзы ("фаньцзы в 1 цунь"), цуйфаньцзы ("собранный фаньцзы").
Конструкции в фаньцзыцюань осторожные, стремительный выброс цзин, сильная непрерывность, таолу выполняется полностью на одном дыхании. Люди говорят, что "оба кулака бьют часто, как дождь, стремительно хлещут как бичом", описывая внешний облик фаньцзыцюань. Основные моменты работы с цзин: проворство, скорость, твердость, хлесткость, вращение.
В последние десятилетия фаньцзыцюань координируется в единую систему с чуоцзяо и пигуацюань, их тренируют параллельно, поэтому работают еще и тунбэевские методы силы - "заглатывающе-выплевывающий" выброс силы, переворачивающее развертывание катящегося колеса, мешающее опирание и рубящая тяжесть.