Памятка для родителей начинающих спортсменов
С первых же месяцев занятий вы увидите, что ваш ребенок стал меньше уставать в школе, снизится количество простудных заболеваний и неясных недомоганий. Чтоб помочь своему ребенку, постарайтесь более четко организовать его режим дня. Это банальный и набивший оскомину совет, но тем не менее это действительно важно. Ещё одна рекомендация, сложившаяся в результате длительных занятий с детьми: если ваш ребенок впервые идет в секцию, постарайтесь, чтобы не совпадали начало учебного года и начало тренировок.
Либо пусть он начнет тренироваться за 1-2 недели до начало учебного года, либо начнет занятия с 10-15 сентября. Начало занятий в школе и вхождение в новый коллектив - это два серьезных стресса и не надо, чтоб они совмещались по времени. Сейчас я приведу короткие психофизиологические характеристики различных возрастных групп с точки зрения тренера. Ясно, что искать достижения вашего ребенка надо именно в этих рамках, ограниченных его возрастными возможностями.
Возраст от 3 до 6 лет.
Характеристики ребенка:
- Чрезвычайно активен и любопытен; склонен к взрывам деятельности.
- Очень гибок и пластичен: и физически, и в мышлении.
- Достаточный контроль основных мышечных групп.
- Поиск ограничений в поведении (границ возможного).
- Получает удовольствие от поддержки и благожелательной оценки; ищет её.
Акценты в обучении:
- Простые, «захватывающие» действия, сменяющиеся периодами отдыха.
- Действия, которые развивают главные двигательные навыки, подобно координации, балансу, чувству направления и т.д.
- Навыки, которые развивают главные группы мышц, подобно бегу, прыжкам, ударам ногой и кулаком и т.д. 0 Устойчивая дисциплина через последовательное осуществление ясно определенных правил (особенно правил безопасности).
- Поощрение усилия и участия в большей степени, чем результатов.
- Стереотипное, строго повторяющееся построение начального блока занятия (дети - великие консерваторы).
Возраст от 6 до 9 лет.
Характеристики ребенка:
- Очень активный, но подчиняющийся требованиям занятий.
- Становится более заметной агрессия.
- Протестует против правил и запретов. 0 Большая физическая скованность, но при этом слишком высоко оценивает свои физические способности (пик количества несчастных случаев приходится на 9 лет). 0 Стремится восхищаться преподавателями и подражать им.
- Чувствителен к критике, трудностям, неудачам.
- Устойчивый интерес к обучению.
Акценты в обучении:
- Активное участие, сменяющееся периодами отдыха.
- Включение «грубых» действий, например ударов по легкому мешку для «рассеивания» агрессии.
- Формирование маленьких игровых групп (коллективов) с простыми правилами.
- Строгие ограничения приемлемых действий, особенно в периоды свободного спарринга.
- Назначение помощников или «старших учеников» в каждой подгруппе для поощрения чувства лидерства.
- Минимальная критика, максимальное поощрение малейших успехов.
- Демонстрация технических навыков различными способами.
Возраст от 9 до 12 лет.
Характеристики ребенка:
- Увеличение скорости роста у девочек и у некоторых мальчиков.
- Прекрасное развитие двигательных функций и координации.
- Принятие более близкого себе по возрасту образца для подражания.
- Конфликтность, высокое желание признания.
- Установление собственной индивидуальности, отдаление от родителей.
Акценты в обучении:
- Планирование занятий с учетом разницы по полу, возрасту, физическим данным с целью создания подгрупп с примерно равными возможностями.
- Создание мелких подгрупп, чтобы поощрить сотрудничество и соревнование между группами.
- Преподавание технических навыков более подробно и с более высокими уровнями трудности (включая учет дистанции, своевременность, тактические хитрости и т.д.).
- Поощрение к участию в местных соревнованиях, если у ученика появляется такой интерес.
- Поощрение ответственного поведения и умения «урегулировать ситуацию».
- Обеспечение возможности для самостоятельного углубленного изучения.
Возраст от 12 до 15 лет.
Характеристики ребенка:
- Увеличивается скорость роста у мальчиков, большое беспокойство о своем физическом облике.
- Формируется превосходство девочек в гибкости и балансе; мальчики превосходят в силе, скорости и выносливости из-за большей массы тела и большего объема сердца и легких.
- Одобрение группы - высший приоритет, мнение взрослых может восприниматься враждебно.
- Удлиняется время активного внимания.
- Развивается способность к аэробной деятельности.
Акценты в обучении:
- Избегать критики, особенно физических недостатков и физической неловкости.
- Поощрять усилия компенсировать недостатки, поддерживать уверенность в собственных силах.
- Поощрять самостоятельные действия и решения, которых требуют поставленные технические проблемы, вырабатывать творческий потенциал..
- Создать положительную обратную связь «Учитель - Ученик», и «прививать вкус» к самостоятельной работе по достижению высоких показателей.
- Начать преподавание сложных навыков, которые требуют длительной практики.
- Поощрять ученика выступать на высоких соревновательных уровнях, если он заинтересован и способен. И ещё одно. Большинство детей и подростков не отличаются повышенной целеустремленностью. Это тоже особенность возрастной психологии.
Если вы поддерживаете увлечение своего ребенка спортом и хотите, чтоб были реальные результаты, займите по-настоящему взрослую позицию. Эта позиция подразумевает постоянное искреннее одобрение стремлений вашего ребенка, периодическое «подогревание» интереса и энтузиазма, неподдельный интерес к процессу занятий. И помните, дети очень хорошо чувствуют фальшь!
И последнее, но самое главное. Никогда не наказывайте вашего ребенка запретом на посещение тренировок! Тренировки - не развлечение, а тяжелая работа.
Возможно, первый настоящий труд, который ваш ребенок выполняет самостоятельно. Лишить его нагрузки - разве это наказание? Не будете же вы его наказывать запрещением умываться и чистить зубы?