Ценность истинной традиции, роль мастера в передаче знаний
В боевых искусствах Востока важно не только совершенное владение приемами или умение воевать.
От ученика требовалась постоянная работа над своим характером, воспитание в себе воинской доблести. Среди изучающих китайское боевое искусство ушу всегда находится человек, способный посвятить ему свою жизнь. Именно через таких людей передается истинная традиция восточных боевых искусств.
Источником традиции, передающейся от поколения к поколению мастеров, служила мудрость древних наставников, усмиривших свой дух, растворивших свое сознание в Дао. Мастер обучал ученика не изложением истин, а всем своим образом жизни, способом мышления. От мастера требовалось оторваться от обыденности, подвести ученика к началу начал. Переход к духовному бытию сопряжен с парадоксами, спонтанностью поступков. Наставник ушу сравнивался в Китае с зеркалом сюаньцзин. Эта металлическая пластина использовалась в культовой практике Дао.
Свойство сюаньцзин заключается в бесстрастном отображении действительности. Само зеркало при этом остается неизменным. Смотрящий в него человек видит не зеркало как таковое, а отражение окружающего мира, себя. Так и наставник: его истинная суть скрыта, дух его разлит в Дао, каждый его жест обладает собственной ценностью, каждый технический прием идет от сердца.
Общение с носителем истинного знания и овладение медитативными техниками, духовное соприкосновение с древними мастерами приобщает ученика к традиционному ушу, к вечности, ведь мастер будет продолжать жить в каждом своем ученике. Мера мастерства в восточных единоборствах определяется духовным талантом человека, его стремлением постичь глубину избранного стиля. Этому нельзя научиться по книге, основное значение имеет тонкий, интуитивный контакт с учителем. Только при таком полном доверии возможно постижение истинной традиции – единства духа и тела. Не стоит забывать и о том, что многие мастера боевых искусств были в то же время и лекарями. Кстати, много интересного на этот счет есть на сайте http://serpensmed.blogspot.com/.
В то же время сама истинная традиция боевых искусств Китая состоит в духовном приобщении к избранному кругу мастеров, единых в своих помыслах, внутреннем состоянии, целях. Бесконечная череда наставников и учеников, совершенствование мастерства, просветление духа проявляется по-новому в каждом последователе стиля. В зависимости от целей, все социальные слои достигают своей степени совершенства:
- монахи Дао – достигают долголетия;
- буддисты – просветления;
- воины – оттачивают технические приемы;
- народные школы ушу – приобщаются к духовной традиции предшествующих поколений.
Однако, какие бы цели ни ставили себе последователи боевых искусств Востока, от них непременно требовалось терпеливо и настойчиво совершенствовать техническое мастерство.