Политические преобразования и демократические права народа
Выражая общие стремления передовой интеллигенции, Ли Да-чжао, Гао И-хань, Чэнь Ду-сю и некоторые другие авторы «Синь циннянь» провозгласили лозунг демократических свобод и прав народа как основной принцип будущего государственного и общественного строя Китая. Они считали, что введение конституции, проникнутой духом демократизма, явится верным путем спасения и возрождения страны.
Молодая республика в то время переживала тяжелый политический кризис. Заговор реакции, измена республиканских лидеров фактически.свели на нет революционные завоевания и демократические преобразования, добытые тяжелой и длительной борьбой. Народные массы, возлагавшие на новый государственный строй столько надежд, испытывали горькое разочарование.
Еще в 1913 г. в статье «О великой печали» Ли Да-чжао разоблачал реакционную сущность власти Юань Ши-кая. «Крестьяне теряют землю, — писал Ли Да-чжао,—рабочие — работу, торговцы — источник дохода, семьи разрушаются, жить стало невозможно. Стихийные бедствия, жестокие войны и другие беды... обрушиваются на народ. Покидая родные очаги, люди погибают в скитаниях. Под открытым небом лежат скелеты, опустошенные поля усеяны трупами умерших от голода. Вот до какого предела страна разорена, вот до какой степени народ лишен естественных прав. Он жертвует частью своих прав ради государства. Почему? Во имя чего? Разве все это происходит не по вине самого государства?».
Подводя итоги первого года правления милитаристов, Ли Да-чжао спрашивал: «Республика создана, но какое счастье приносит она народу?». Уже в студенческие годы Ли Да-чжао сумел понять и разоблачить реакционную сущность господствовавших в стране «республиканских» клик и группировок. Не питая иллюзий по отношению к какой-либо из них и не находя между ними принципиального различия, он доказывал, что все эти «умеренные», «радикальные», «средние», по сути, Одно и то же. «Умеренные всего лишь бессовестные мошенники, радикалы — тираны и насильники, а ищущие середину используют противоречия между крайними партиями для собственной выгоды...Господство любой из этих клик приведет государство к гибели, а народу сулит неисчислимые бедствия и страдания».
В Японии Ли Да-чжао принимал активное участие в общественной жизни, выступая со статьями и лекциями.
В 1914 г. на страницах журнала «Цзяинь», выходившего в Японии, Ли Да-чжао опубликовал статью «Национальная специфика», в которой разоблачал готовившийся Юань
Ши-каем в сговоре с империалистами монархический переворот. Резко возражая американскому профессору, политическому советнику Юань Ши-кая Ф. Д. Гудноу, утверждавшему, что парламентская система и республиканский строй не соответствуют духу и традициям Китая, Ли Да-чжао подчеркивал: «Стремление заставить наш народ по-прежнему безропотно подчиняться воле правителей, ссылаясь на непривычность для него представительного правления, грубо противоречит именно его национальной специфике. Зачем отбрасывать китайский народ к седой древности... когда он мог обойтись и без государства?.. Странно, что люди, которые заняты сейчас обсуждением конституционной проблемы Китая, обращаются к национальной специфике прошлого и пренебрегают сегодняшней спецификой».
Отвергая противоречивые доводы Гудноу, Ли Да-чжао напоминал, что «наша конституция рождена сегодняшней национальной спецификой», что еще не смыта кровь героев — борцов революции и звучит еше клятва верности республиканским идеалам, «дух республики еще жив», вопрос о государственном строе Китая будет решать народ в соответствии со своими чаяниями, а не иностранные «знатоки» китайской специфики. Если по совету Гудноу в Китае все же будет предпринята попытка реставрации монархии, предупреждал Ли Да-чжао, то это «не оставит китайскому народу иного исхода, кроме борьбы».
В 1915 г., выступая против модных тогда среди интеллигенции настроений пессимизма и упадничества, Ли Да-чжао критиковал статью Чэнь Ду-сю «Самосознание и патриотизм». Мрачному выводу Чэнь Ду-сю: «Раз современное государство Китая плохо, то пусть оно гибнет» — Ли Да-чжао в статье «Пессимизм и самосознание» противопоставлял иную формулу: «Самосознание народа выражается в борьбе за создание такого общества, которое стоило бы любить. Будет ли государство хорошим или плохим, зависит от людей, от народа, они сами должны создать хорошее, достойное любви государство, китайский народ должен сам решить свою судьбу, и он в состоянии сделать это». Ли Да-чжао предостерегал читателей от чрезмерного пессимизма, способного лишь ускорить гибель родины. Он считал, что демократические преобразования не могут ограничиваться свержением монархии, учреждением парламента и провозглашением конституционного правления, они должны быть направлены на полное уничтожение бюрократических и автократических режимов, на замену их действительно свободным и независимым народным правлением.
Поражение Синьхайской революции и неудачи Сунь Ят-сена в борьбе за восстановление конституции лишний раз доказали Ли Да-чжао и другим представителям передовой демократической интеллигенции, что все «либеральные надежды» на возможность успешной борьбы с автократическим режимом и на обуздание феодально-милитаристского произвола способами буржуазной законности иллюзорны: «Законы сами по себе мертвы»; без поддержки народа они не могут иметь силу».
В написанных в 1916 г. вступительных статьях к трем новым печатным органам — журналу «Минь и» («Народная этика»), газете «Чэнь чжунбао» и журналу «Синь циннянь»— Ли Да-чжао энергично подчеркивал неразрывную связь борьбы за национальное освобождение с борьбой за преобразование Китая в демократическое государство. Оп обращал внимание на то, что японская агрессия и монархический заговор, с одной стороны, подъем патриотического движения и протест против коронации Юань Ши-кая — с другой, ясно показали единство двух направлений борьбы китайского народа. В попрании национальных интересов Китая повинны монархия, автократия и милитаризм. Поднять национальный дух и могущество страны можно только там, где решающую роль играет народ.
Ли Да-чжао, как и другие революционные демократы того времени, не понимал тогда до конца сущность колониальной политики монополистического капитала и причины возникновения мировой войны. Агрессивную политику Японии, Германии и царской России, как и наполеоновские войны, оп считал исключительно результатом существования монархии, деспотизма, автократии. Февральскую революцию 1917 г. в России Ли Да-чжао воспринял как «наглядный пример краха монархической, аристократической и бюрократической политики». Он предсказывал, что свержение самодержавия в России неизбежно окажет влияние на соседний с Россией германский народ, так как «Германия и Россия—-это самые известные всему миру страны, в которых господствует ставший нетерпимым для народов бюрократический режим». Ли Да-чжао считал, что русская революция дала китайскому народу наглядный урок «недопустимости реставрации деспотизма, попрания прав народа, ликвидации республики и возрождения монархизма... Алая горячая кровь русских смывает сегодня весь хлам, накопившийся за многие годы в политической жизни России, и орошает всходы свободы в Китае».
Знаете ли вы какое блаженство ощущает человек после тяжелого трудового дня при посещении японской бани? Почувствуйте сами, посетив японскую баню (офуро) в Донецке. Такого наслаждения, я уверен, вы не испытывали еще ни разу.