Анархические учения в Китае
До Синьхайской революции, литература об анархизме на китайском языке издавалась во Франции и в Японии — китайскими анархистами, находившимися в эмиграции. После Синьхайской революции возникшие в стране анархистские организации начали издавать и распространять литературу, пользовавшуюся известным успехом.
В 1911 г. в Гуанчжоу возникла первая анархистская организация под названием Хуймин сюэшэ («Научное общество Хуймии»). В 1912 г. в Гуанчжоу и Шанхае были созданы Синьшэ («Общество сердца»), а в 1914 г. — Учжэнфу гуан-чанчжу и тунчжи шэ («Товарищество анархокоммунистов»). В 1914—1915 гг. возникли в г. Чанжэ (пров. Цзянсу) Учжэнфу гунчань чжуи чуанвбошэ («Общество по распространению анархокоммунизма»), в Нанкине — Учжэфучжуи таолун хуй («Общество по обсуждению анархизма»), в 1916 г. там же — Цзюныпэ («Общество масс»), в 1917 г. в Пекине появилось Ши шэ («Общество истины»), в 1918 г. в Шаньси — Пин шэ («Общество равенства»). Все эти организации представляли собой маленькие кружки с незначительным числом участников.
Основным теоретическим оружием китайских анархистов были идеи П. А. Кропоткина, Макса Штирнера, М. А. Бакунина, П. Ш. Прудона, отчасти Л. Н. Толстого в сочетании с китайскими традиционными учениями Конфуция, Мо-цзы, Лао-цзы, Чжуан-цзы.
Наиболее активным идеологом анархистского движения после Синьхайской революции был Лю Ши-фу (1884—1915). С 1904 г. он учился в Японии, где познакомился со своим земляком Сунь Ят-сеном. В 1905 г. в Токио вступил в Объединенную лигу. В 1906 г. издавал в Сянгане революционную газету «Дунфанбао» («Восток»), по поручению лиги организовал подпольную террористическую группу для подготовки покушения на командующего флотом провинции Гуандун. 1 июня 1907 г. во время изготовления бомб на конспиративной квартиле в Гуанчжоу произошел взрыв. Лю Ши-фу был арестован. В 1909 г. при содействии друзей он был освобожден под залог, вернулся в Сянган, тогда же стал изучать анархистскую литературу, в частности, журнал «Синьшицзи» («Новая эра»). В 1911 г. выехал е Пекин для подготовки покушения на жизнь принца-регента Цзай Ли (отца императора Пу И), по дороге получил сведения об Учанском восстании и возвратился в Гуанчжоу. С тех пор Лю Ши-фу целиком посвятил себя пропаганде анархистских идей в Китае. Умер от туберкулеза в Шанхае в 1915 г. Его последователи | I 1али в 1927 г. «Собрание сочинений Лю Ши-фу».
«Хуймин сюшэ» — первая организация, созданная и руководимая Лю Ши-фу, перепечатала большое количество.анархистских брошюр, издававшихся ранее в Париже. За короткий период (с октября 1911 г. до июля 1912 г.) было распространено до девяти тысяч экземпляров таких брошюр, среди них: «Революция», «Свобода слова», «Обращение к молодежи» П. А. Кропоткина, «Порядок», «Семь известных в мире анархистов», «Анархокоммунизм», «Учение Бакунина», «Учение Кропоткина», «Об анархосиндикализме», «Законы и насилие» и «О языке эсперанто».
Тогда же издавался журнал «Хуйминло» («Записки хуймин»), с четвертого номера переименованный в «Миньшэн чжоукан» («Голос народа»). В 1913 г. журнал был запрещен по распоряжению губернатора Гуандуна Лун Цзи-гуана — ставленника Юань Ши-кая. Новое издание, предпринятое в Макао, было после двух вышедших номеров запрещено португальскими властями по требованию Юань Ши-кая. Через год удалось возобновить издание журнала в Шанхае.
В работах Лю Ши-фу и его единомышленников отразились влияния различных направлений анархизма. В 1911 г. Лю Ши-фу, который раньше призывал к индивидуальному террору, объявил себя сторонником «коммунизма». В передовой «Хуйминло» он писал, что «анархокоммунисты выступают против милитаризма, против религии, против семьи, за унификацию языка и за великое международное единение».
В 1912 г. в уставе анархистской организации «Синыш» в Шанхае Лю Ши-фу выдвинул «12 принципов воздержания»: отказ от мясной пищи, от спиртных напитков, от курения, от слуг, от паланкинов и рикш, от браков, от традиционных фамилий, от чиновничьих и выборных должностей, от участия в политических партиях, от военной службы, от религии. Такое «самовоздержание» Лю Ши-фу и его сторонники считали формой пассивного сопротивления насилию. В содержании этого документа легко обнаруживается воздействие толстовства. Зато в политической и экономической программах Лю Ши-фу отчетливо проступают следы влияния Штирнера и Кропоткина. В воззвании шанхайского «Товарищества анархокоммунистов» утверждалось, что «анархокоммунисты» выступают за уничтожение капиталистического строя, за преобразование общества в коммунистическое, за ликвидацию /правительств, за абсолютную свободу в экономике и политике. Лю Ши-фу разъяснял, что политическая свобода означает уничтожение системы насилия и создание общества, в котором «не будет ни помещиков, ни капиталистов, ни вождей, ни чиновников, ни армий, ни тюрем, ни законов, ни религий и бракосочетаний».
В качестве конкретных методов борьбы Лю Ши-фу предлагал: бойкот налогов, воинской повинности, организацию забастовок рабочих и торговцев; бунты, индивидуальный террор, восстания.
Лю Ши-фу надеялся установить контакт анархистов с рабочим движением, пытался организовать профсоюзы по принципу анархосиндикализма. В статье «Стачечное волнение рабочих лакировщиков в Шанхае» он писал: «Самая насущная задача рабочих Китая—создание организации и приобретение знаний». И далее: «профсоюзы должны быть организованы по принципу революционного синдикализма, но ни в коем случае не должны носить политический характер». Такой подход к действительности, как указывал В. И. Ленин, давая оценку анархизма, фактически приводит к «подчинению рабочего класса буржуазной политике под видом отрицания политики».
Лю Ши-фу практически приступил к организации профсоюзов среди рабочих-кустарей. В Гуанчжоу были созданы союзы парикмахеров, официантов. Денежный фонд профсоюза парикмахеров, созданного Лю Ши-фу, по распространенным в то время сведениям, составлял 100 тыс. юаней.
В 1914 г. «Товарищество анархокоммунистов», возглавлявшееся Лю Ши-фу, установило контакт с международным конгрессом анархистов. Об идеологической направленности товарищества можно судить по дошедшей до нас брошюре «Гунжэнь баоцзянь» («Драгоценная книга для рабочих»), изданной в январе 1918 г. В ней говорилось: «Основа общества — в экономической структуре. Всякие пороки в обществе, как то: бедность, угнетение, конфликты, возникают от неравенства в экономике». Однако нельзя забывать, что под экономической структурой анархисты имели ввиду вовсе не производственные отношения и не экономический базис, а лишь «производственный аппарат». «Всякое политическое управление, — говорилось далее в брошюре, — с древности до наших дней было орудием угнетения. Отличительной чертой будущего свободного коммунистического общества явится анархия». Логика рассуждений была направлена против идеи диктатуры пролетариата — в тот момент, когда первые сведения об Октябрьской революции уже дошли до Китая.
Если Вы увлекаетесь mountain bike и горный велосипед стал для Вас настоящим другом и товарищем, то Вы уже скорей всего знаете как правильно выбрать под себя велосипед. Для тех же, кто только собирается покорять горные трассы, я хотел бы посоветовать посетить официальное представительство SCOTT в Санкт-Петербурге, где Вы сможете почерпнуть для себя очень много нового и интересного.