Китайская мифология
В поисках бессмертия
Даосы и поиск бессмертия
Судя по разнообразным легендам и преданиям, даосское бессмертие было неоднозначным понятием и не сводилось к неопределенно долгой жизни в обычном понимании этого слова. Надо полагать, что души людей, постигших дао, достигали такой независимости от тела и одновременно власти над ним, что само слово «смерть» теряло для них смысл. К достижению такого бессмертия, видимо, вел путь, в котором духовные и материальные факторы тесно переплетались и взаимопроникали. Поэтому в народе ходили легенды о разнообразных средствах и снадобьях, которые надо только суметь добыть — и тогда бессмертие или как минимум долголетие в обычном смысле слова обеспечены.
Колодец долголетия
Юй - усмиритель Великого потопа
Божества и великаны — усмирители водной стихии
Из всех китайских мифологических сюжетов самыми распространенными являются мифы о наводнении. Герой одного из преданий — небесный дух Цзюйлин («гигантский дух», «огромный холм»). Был он настолько всемогущ, что создавал горы и долины, пускал реки и менял их течение. В одном из древних преданий рассказывается, что когда-то очень давно гора Хуашань преграждала путь течению Хуанхэ. Чтобы река потекла прямо, Цзюйлин расколол гору пополам, расшатывая ее руками и ударяя по ней ногами. На склонах горы Хуашань долгое время оставались следы, напоминающие отпечатки ладоней и ступней этого мифического героя.
В другом древнем предании рассказывается о великане Пуфу и его жене, которые не имели себе равных по росту и обхвату. После того как земля отделилась от неба и начался потоп, Верховный Владыка приказал им усмирить разлившиеся воды. Однако работу свою великаны делали кое-как: русла рек они прорыли где-то глубоко, а где-то мелко. Стихия не была покорена. Тогда Небесный владыка жестоко наказал провинившихся: он поставил их обнаженными рядом друг с другом посреди обширной пустыни на юго-востоке. Ни в холод, ни в жару они не пили и не ели, и лишь небесная роса время от времени утоляла их жажду и голод.
Стрелок И - посланник и изгнанник небес
Стрелок И расстреливает из лука девять солнц
В древнейшие времена существовало не одно, а десять солнц, сыновей богини Сихэ. Они жили в Тангу — Кипящей долине за Восточным морем. Десять солнц обычно омывались в море, поэтому вода там бурлила и клокотала, как кипяток. В бурлящем море росло огромное дерево Фу- сан. На этом дереве и жили десять братьев-солнц. Под наблюдением своей матери они каждый день по очереди выходили совершать свой строго определенный путь, выезжая на небо в колеснице, которой правила сама Сихэ. Солнца появлялись на небе строго по очереди. Они каждый день сменяли друг друга на колеснице, но так как братья были близнецами, люди думали, что им с неба всегда улыбается одно и то же солнце. Перед наступлением утра очередное солнце выходило из Тангу, омывалось в озере Сяньчи — Соленом озере — и перебиралось с нижних ветвей на верхние. Оттуда оно взбиралось на колесницу. Шесть запряженных в нее драконов вывозили солнце на небо, и там Сихэ останавливала колесницу. Оставшийся путь сын проделывал самостоятельно, но мать продолжала следить за ним, сидя в колеснице. Лишь с наступлением ночи возвращалась она на пустой колеснице в Тангу, чтобы на следующий день начать путешествие снова и сопровождать другого сына.
Легенды о древнейших правителях Поднебесной Империи
Легендарный правитель Ди-Ку
Кроме небесных владык, с незапамятных времен китайцы почитали древнейших властителей своей страны, первые из которых были не только государями, но и божествами. Сходство преданий об императорах, носивших имена Ди-цзюнь и Ди-Ку, позволяет предполагать, что речь идет об одном и том же лице. Возможно, люди, передававшие друг другу легенды о древнейших государях, представляли их себе то небесными, то земными владыками. Например, наряду с рассказом о том, что поочередно освещавшие мир десять братьев-солнц были сыновьями Ди-цзюня, существует предание, что жена Ди-Ку перед рождением очередного сына видела во сне, как глотает солнце.
Янь-бо и Ши-чжэ — правители звезд
Боги четырех стран света
У каждой страны света — Востока, Запада, Юга и Севера, а также Центра — были свои верховные правители.
Владыкой Востока был Тайхао (Фуси), а его помощником — дух дерева Гоуман, который держал в руках циркуль и ведал весной. Владыкой Юга был Янь-ди, а его помощником — дух огня Чжужун, державший в руках весы и управлявший летом. Владыкой Запада был Шаохао, а помогал ему дух металла Жу-шоу, державший в руках плотничий угольник и управлявший осенью. Владыкой Севера был Чжуаньсюй, его помощником — дух воды Сюаньмин, иначе называемый Юйцян, дух моря и ветра, в руках он держал гири и управлял зимой. Владыкой Центра и одновременно Верховным правителем мира был Хуан-ди, а его помощником — дух земли Хоу-ту, который держал в руках веревку и управлял всеми частями света.
Все небесные владыки, включая Хуан-ди, имели в своем имени тот или иной цвет: Владыка Центра Хуан-ди именовался Желтым, владыка Востока Тайхао (Фуси) — Зеленым, владыка Юга Янь-ди —Красным, владыка Запада Шаохао — Белым, владыка Севера Чжуаньсюй — Черным.
Мифические животные и птицы
Удивительные животные
Объектами благоговейного почитания в Китае, подчас даже культа, были и другие животные, причем насчитывалось их довольно много. Вот наиболее популярные.
Пожалуй, первое место среди них всегда занимал тигр, в представлении китайцев — царь зверей. Тигр почитался в первую очередь как гроза демонов: почти все великие маги-устрашители демонов изображались сидящими на тигре. На лбу тигра часто изображали иероглиф «ван» (царь). Кроме того, тигр считался грозой демонов болезней, а следовательно, в какой-то мере покровителем здоровья. Его клыки и когти, изящно обрамленные в серебро, служили ценными амулетами; истолченные в порошок кости тигра добавляли в воду или в чай в качестве лекарства от лихорадки и других болезней. Даже просто вышитые на детских туфельках морды тигра, по поверьям китаицев, могли спасти малыша от напастеИ.
Подобно тигру, грозой вредителей и демонов в Китае с древности почитался кот. Поскольку главным вредителем шелководства считались крысы, кот рассматривался в качестве покровителя этого ремесла. В ряде местностей духу кота даже приносили жертвы в специально построенных для этого кумирнях. Потеря домашнего кота воспринималась как признак несчастья. Однако появление в доме чужого кота тоже было предвестием беды — полагали, что кот предвидит обилие крыс и мышей в доме, а это, в свою очередь, явный признак обнищания и бедности хозяйства. Кроме того, считалось, что кот, как и тигр, обладает магической силой: его способность видеть в темноте воспринималась как доказательство умения общаться с демонами. Сохранились даже легенды о том, что после смерти можно превратиться (переродиться) в кота, чтобы отомстить своим преследователям и врагам.
Феникс, единорог и черепаха
Примерно так же, как драконы выделялись среди зверей, среди птиц выделялись фениксы (этим словом европейцы привыкли заменять китайское название «фэнхуан»). Согласно одному из описаний, «спереди феникс напоминает лебедя, со спины он похож на единорога-цилиня. У него шея змеи, хвост рыбы, окраска дракона, туловище черепахи, горло ласточки, петушиный клюв». На бронзовых сосудах с рельефами фэнхуан изображалась с пышным хвостом, огромными глазами и гребнем в виде трезубца. Фэнхуан принадлежала к типу царских животных: она считалась символом императора (чаще — императрицы). Что касается происхождения этого сказочного образа, то наиболее достоверной представляется версия, согласно которой первоначально это были павлины, которые водились в Китае вместе со слонами и носорогами в незапамятные времена, до изменения климата.
В числе четырех священных животных, издревле особо почитавшихся китайцами, наряду с драконом и фениксом, были единорог-цилинь и черепаха.
Мифы и легенды о драконах
Из всех мифичерких существ наибольшей популярностью (даже благоговением) у китайского народа пользовались драконы.
Начертание иероглифа «лун» (дракон), представляющее собой пиктограмму, изображающую животное с длинным телом и головой, увенчанной рогами (или гребнем), обнаружено уже в надписях на гадательных костях эпохи Инь (с XIV в. до н. э.). Существуют предположения о том, что прообразом этих пиктограмм была ящерица, а также о связи образа луна (дракона) с крокодилом.
Изображения дракона отличались разнообразием и причудливостью форм. Но во всех случаях облик чудовища был величественным, суровым и воинственным.
Вот одно из описаний: «Глаза дракона похожи на кроличьи, а уши — на коровьи; над его пастью растут длинные усы; туловище походит на тело змеи, покрытое чешуей; четыре тигровые лапы имеют орлиные когти».
Иногда дракона изображали в виде большой змеи или животного, напоминавшего одновременно и тигра и лошадь. Часто вокруг дракона рисовали облака, густой туман или бушующие волны, чтобы создать представление о его необычайной силе и способности вызывать стихийные бедствия. Дракон взмывал в небо и парил в облаках, скалил клыки и выпускал когти. Дракон обладал способностью к перевоплощению, он мог бегать, плавать, летать. -