Чацюань
Чацюань (查拳) является одним из самых популярных северных стилей китайского ушу. Стиль чацюань относится к северным стилям китайского ушу. Основной особенностью этого стиля является то, что все техники созданы для ведения боя на дистанции, так называемого дальнего боя. Из-за этой особенности стиль чацюань включает в себя огромное число техник удара ногой.
Как и многие стили дальнего боя в у-шу, чацюань подразумевает использование оружия. Допустимое оружие для этого стиля – шест, копье, меч-дао и меч-цзянь.
Движения в чацюань не такие быстрые, как в некоторых других направлениях у-шу. Этот стиль учит сочетать движение и покой. Считается, что они должны плавно перетекать друг в друга. Быстрые движения в чацюань совершаются довольно плавно, а покой не бывает совершенным, он подразумевает некоторое движение.
Стиль чацюань происходит от Ча-мира, который был мусульманином. Другим его именем является мусульманское имя Джамиль. Согласно легенде, в XVI веке отряд добровольцев вышел с Запада Китая на Восток, чтобы помочь полководцу Ци Цзигуану справиться с набегами японских пиратов. По дороге Ча-мир заболел и остался в провинции Гуаньсянь. В благодарность за уход за ним он обучил ряд крестьян своему искусству ведения боя, и с тех пор оно было названо в его честь.
Искусство ведения боя в чацюань подразумевает отличную тренировку пальцев рук и пальцев ног. Стремление не дать противнику приблизиться до такой степени развито в этом стиле, что искусство быстро и стремительно на расстоянии вытянутой руки поражать болевые точки соперника достигает в этом направлении максимального развития. Считается, что у людей, в совершенстве владеющих стилем чацюань железные пальцы.
Отдельным комплексом из 28 упражнений считается туйцюань – это искусство боя при помощи ног. В наше время лишь 10 упражнений этого комплекса получили широкое распространение.
В истории боевых искусств остались имена многих мастеров чацюань. Можно вспомнить, например, Чжан Цзивэя, умершего в 1932 году в возрасте 84 лет, пальцы которого в результате тренировок стали подобными железу. Рассказывали, что как-то раз его окружило несколько десятков человек, но стоило кому-нибудь из них приблизиться, как следовало мгновенное нажатие на точку - и человек падал не успев и руки поднять. Знаменитым учеником Чжан Цзивэя был Чан Чжэньфан (1898-1979), у которого учились почти все крупные мастера чацюань современности. Он родился в бедной крестьянской семье, и с детства прошел суровую закалку жизнью. От дома Чана до дома Чжана было с полкилометра, и чтобы не терять ни мгновения он на занятия не шел а передвигался специальными перемещениями стиля. В 1930 году он отправился на юг, в Нанкин, в знаменитый нанкинский Центральный институт гошу (`гошу' - `национальное искусство' - название ушу при правлении Гоминьдана), затем перебрался в провинцию Хэнань. После 1949 года был приглашен в столицу, работал общественным тренером, издал ряд книг по чацюань, внес вклад в дело образования спортивного ушу. Самым знаменитым из его учеников является Чжан Вэньгуан, нынешний вице-президент Всекитайской ассоциации ушу и заведующий кафедрой ушу Пекинского университета физкультуры.
Однако самым известным из мастеров чацюань XX столетия является безусловно Ван Цзыпин (1881-1973). Он был из бедной мусульманской крестьянской семьи, его отец и дед были известными мастерами китайской борьбы шуайцзяо. Однако отец решил, что с помощью ушу в современном мире прожить невозможно, и решил не обучать сына боевым искусствам. Маленький Цзыпин не согласился с решением отца и стал тренироваться сам. Когда через несколько лет это обнаружилось, то увидев успехи сына в физическом развитии отец переменил свое мнение. В возрасте 16 лет Ван Цзыпин на пари поднял каменный каток для разравнивания почвы весом 140кг. Позднее он уехал в Цзинань (административный центр провинции Шаньдун) чтобы изучать Коран. Во время прогулки по цзинаньским фонтанам он на спор руками остановил колесо водяной мельницы, после чего его пригласил в ученики известный мастер чацюань Ян Хунсю. Позднее, будучи уже преподавателем чацюань в Цзинани Ван Цзыпин не раз одерживал победы над мастерами дзюдо из Японии, силачами из Германии и США. В 1918 году на "Турнире десяти тысяч земель" в Пекине он победил русского силача Кантайра, который до этого разбивал китайцев `одной левой'. В 20-е годы Ван Цзыпин женился и уехал в Шанхай, где работал врачом (сейчас бы его назвали мануальным терапевтом). После образования Центрального института гошу в Нанкине (который с 1927 года был столицей гоминьдановского Китая) был приглашен преподавателем, некоторое время даже проработал деканом одного из факультетов. После прихода к власти в 1949 году коммунистов Институт гошу был закрыт, однако Ван Цзыпин был слишком известной фигурой, и поэтому получил достойный пост в новых структурах власти. В 1960 году он вместе с премьером Чжоу Эньлаем съездил в Бирму, где устроил показательные выступления, и никто не верил что ему уже 79. В настоящее время дело Ван Цзыпина продолжает его дочь - Ван Цзюжун, профессор Шанхайского института физкультуры.
Чацюань является одним из четырех классических стилей категории `чанцюань'. Это слово буквально переводится как `длинный кулак', и в данном случае означает, что бой в этих стилях предпочитают вести на максимально длинной дистанции, что и определяет особенности техники. Когда создавали спортивное ушу, то в треть приемов синтетического стиля чанцюань составили приемы чацюань. Приемы в чацюань довольно простые по сравнению с другими стилями, поэтому их много. Атаки проводятся в основном по прямой, соединяющей бойца с противником. Большое внимание уделяется натренировыванию техники действий ногами. Основной техникой ног является удар `таньтуй' (`удар ногой подобный распрямлению лука'), наносящийся снизу вверх тыльной стороной натянутой стопы с помощью хлесткого распрямления ноги. Начинают изучение чацюань с комплекса упражнений, которые так и называются - "таньтуй". Исходно их было 28, и они соответствовали двадцати восьми буквам арабского алфавита. Однако впоследствии вначале стали изучать лишь первые десять, а из оставшихся восемнадцати были сформированы два отдельных комплекса, именуемые `туйцюань' (`кулак ног'). Хотя комплекс "таньтуй" и предназначен для тренировки ног, но очень большое внимание уделяется также их координированию с руками, требования к движениям очень строги. Существуют рифмованые правила о десяти упражнениях "таньтуй", которые часто цитируются в литературе по ушу. Их последние строчки гласят:
Обычный человек не может предугадать приемов,
много бей ногами и много тренируйся - и мастерство будет безгранично;
Можно распознать в них глубокий сверхчеловеческий смысл,
развязав трудный узел получить удивительное мастерство.
В чацюань десять основных комплексов. К первым двум есть еще по вспомогательному комплексу, что позволяет исполнять их в паре, разыгрывая целый поединок. Все движения каждого комплекса имеют свои названия, к ним есть свои рифмованые правила. Из оружия в чжацюань используют меч-дао, меч-цзянь, копье и шест. О характере движений в правилах чацюань говорится: если движение - то нет такого что бы не двигалось, в покое - нет такого что бы не покоилось, движение и покой взаимно соответствуют, быстр - но без спешки, абсолютно свободен, покой - без разрывов, хоть в покое - но намерен двинуться, внутреннее и внешнее координируются воедино, дух и форма подготавливаются параллельно. Движение - в четырех конечностях, ключ - в пояснице, сила рождается в пятках, достигает источников пальцев рук, выбрасываешь руки словно выпускаешь стрелы, возвращаешь руки словно обжегшись, выброс силы подобен взрыву бамбука, сам настолько прочен что проломить невозможно.
Как и многие стили дальнего боя в у-шу, чацюань подразумевает использование оружия. Допустимое оружие для этого стиля – шест, копье, меч-дао и меч-цзянь.
Движения в чацюань не такие быстрые, как в некоторых других направлениях у-шу. Этот стиль учит сочетать движение и покой. Считается, что они должны плавно перетекать друг в друга. Быстрые движения в чацюань совершаются довольно плавно, а покой не бывает совершенным, он подразумевает некоторое движение.
Стиль чацюань происходит от Ча-мира, который был мусульманином. Другим его именем является мусульманское имя Джамиль. Согласно легенде, в XVI веке отряд добровольцев вышел с Запада Китая на Восток, чтобы помочь полководцу Ци Цзигуану справиться с набегами японских пиратов. По дороге Ча-мир заболел и остался в провинции Гуаньсянь. В благодарность за уход за ним он обучил ряд крестьян своему искусству ведения боя, и с тех пор оно было названо в его честь.
Искусство ведения боя в чацюань подразумевает отличную тренировку пальцев рук и пальцев ног. Стремление не дать противнику приблизиться до такой степени развито в этом стиле, что искусство быстро и стремительно на расстоянии вытянутой руки поражать болевые точки соперника достигает в этом направлении максимального развития. Считается, что у людей, в совершенстве владеющих стилем чацюань железные пальцы.
Отдельным комплексом из 28 упражнений считается туйцюань – это искусство боя при помощи ног. В наше время лишь 10 упражнений этого комплекса получили широкое распространение.
В истории боевых искусств остались имена многих мастеров чацюань. Можно вспомнить, например, Чжан Цзивэя, умершего в 1932 году в возрасте 84 лет, пальцы которого в результате тренировок стали подобными железу. Рассказывали, что как-то раз его окружило несколько десятков человек, но стоило кому-нибудь из них приблизиться, как следовало мгновенное нажатие на точку - и человек падал не успев и руки поднять. Знаменитым учеником Чжан Цзивэя был Чан Чжэньфан (1898-1979), у которого учились почти все крупные мастера чацюань современности. Он родился в бедной крестьянской семье, и с детства прошел суровую закалку жизнью. От дома Чана до дома Чжана было с полкилометра, и чтобы не терять ни мгновения он на занятия не шел а передвигался специальными перемещениями стиля. В 1930 году он отправился на юг, в Нанкин, в знаменитый нанкинский Центральный институт гошу (`гошу' - `национальное искусство' - название ушу при правлении Гоминьдана), затем перебрался в провинцию Хэнань. После 1949 года был приглашен в столицу, работал общественным тренером, издал ряд книг по чацюань, внес вклад в дело образования спортивного ушу. Самым знаменитым из его учеников является Чжан Вэньгуан, нынешний вице-президент Всекитайской ассоциации ушу и заведующий кафедрой ушу Пекинского университета физкультуры.
Однако самым известным из мастеров чацюань XX столетия является безусловно Ван Цзыпин (1881-1973). Он был из бедной мусульманской крестьянской семьи, его отец и дед были известными мастерами китайской борьбы шуайцзяо. Однако отец решил, что с помощью ушу в современном мире прожить невозможно, и решил не обучать сына боевым искусствам. Маленький Цзыпин не согласился с решением отца и стал тренироваться сам. Когда через несколько лет это обнаружилось, то увидев успехи сына в физическом развитии отец переменил свое мнение. В возрасте 16 лет Ван Цзыпин на пари поднял каменный каток для разравнивания почвы весом 140кг. Позднее он уехал в Цзинань (административный центр провинции Шаньдун) чтобы изучать Коран. Во время прогулки по цзинаньским фонтанам он на спор руками остановил колесо водяной мельницы, после чего его пригласил в ученики известный мастер чацюань Ян Хунсю. Позднее, будучи уже преподавателем чацюань в Цзинани Ван Цзыпин не раз одерживал победы над мастерами дзюдо из Японии, силачами из Германии и США. В 1918 году на "Турнире десяти тысяч земель" в Пекине он победил русского силача Кантайра, который до этого разбивал китайцев `одной левой'. В 20-е годы Ван Цзыпин женился и уехал в Шанхай, где работал врачом (сейчас бы его назвали мануальным терапевтом). После образования Центрального института гошу в Нанкине (который с 1927 года был столицей гоминьдановского Китая) был приглашен преподавателем, некоторое время даже проработал деканом одного из факультетов. После прихода к власти в 1949 году коммунистов Институт гошу был закрыт, однако Ван Цзыпин был слишком известной фигурой, и поэтому получил достойный пост в новых структурах власти. В 1960 году он вместе с премьером Чжоу Эньлаем съездил в Бирму, где устроил показательные выступления, и никто не верил что ему уже 79. В настоящее время дело Ван Цзыпина продолжает его дочь - Ван Цзюжун, профессор Шанхайского института физкультуры.
Чацюань является одним из четырех классических стилей категории `чанцюань'. Это слово буквально переводится как `длинный кулак', и в данном случае означает, что бой в этих стилях предпочитают вести на максимально длинной дистанции, что и определяет особенности техники. Когда создавали спортивное ушу, то в треть приемов синтетического стиля чанцюань составили приемы чацюань. Приемы в чацюань довольно простые по сравнению с другими стилями, поэтому их много. Атаки проводятся в основном по прямой, соединяющей бойца с противником. Большое внимание уделяется натренировыванию техники действий ногами. Основной техникой ног является удар `таньтуй' (`удар ногой подобный распрямлению лука'), наносящийся снизу вверх тыльной стороной натянутой стопы с помощью хлесткого распрямления ноги. Начинают изучение чацюань с комплекса упражнений, которые так и называются - "таньтуй". Исходно их было 28, и они соответствовали двадцати восьми буквам арабского алфавита. Однако впоследствии вначале стали изучать лишь первые десять, а из оставшихся восемнадцати были сформированы два отдельных комплекса, именуемые `туйцюань' (`кулак ног'). Хотя комплекс "таньтуй" и предназначен для тренировки ног, но очень большое внимание уделяется также их координированию с руками, требования к движениям очень строги. Существуют рифмованые правила о десяти упражнениях "таньтуй", которые часто цитируются в литературе по ушу. Их последние строчки гласят:
Обычный человек не может предугадать приемов,
много бей ногами и много тренируйся - и мастерство будет безгранично;
Можно распознать в них глубокий сверхчеловеческий смысл,
развязав трудный узел получить удивительное мастерство.
В чацюань десять основных комплексов. К первым двум есть еще по вспомогательному комплексу, что позволяет исполнять их в паре, разыгрывая целый поединок. Все движения каждого комплекса имеют свои названия, к ним есть свои рифмованые правила. Из оружия в чжацюань используют меч-дао, меч-цзянь, копье и шест. О характере движений в правилах чацюань говорится: если движение - то нет такого что бы не двигалось, в покое - нет такого что бы не покоилось, движение и покой взаимно соответствуют, быстр - но без спешки, абсолютно свободен, покой - без разрывов, хоть в покое - но намерен двинуться, внутреннее и внешнее координируются воедино, дух и форма подготавливаются параллельно. Движение - в четырех конечностях, ключ - в пояснице, сила рождается в пятках, достигает источников пальцев рук, выбрасываешь руки словно выпускаешь стрелы, возвращаешь руки словно обжегшись, выброс силы подобен взрыву бамбука, сам настолько прочен что проломить невозможно.