Сян синь цюань – искусство подражания в стилях ушу.
В подвижности стремись к быстроте,
В быстроте стремись к прочности и устойчивости,
В устойчивости стремись к ловкости.
Из требований стиля Танлан цюань.
Традиционные стили достаточно скупо имитируют внешнюю форму и движения. Поэтому многие из мастеров старой школы не согласны с тем, что танлан цюань многие относят к имитационным стилям. Современные соревновательные таолу основной упор делают на зрелищность, что наносит порой значительный ущерб прикладным навыкам. Изучение спортивного танлан цюань без изучения боевого аспекта приводит к тому, что стиль теряет внутренний смысл как воинское искусство.
Научиться выполнять яркий спортивный комплекс достаточно легко. Однако адаптировать эти движения даже к условному поединку очень трудно, если вопросы применения рассматриваются в отрыве от практики самого стиля. Существующая традиционная формулировка говорит о том, что главным в духе танлан цюань является: «богомол тренирует «цин» (изящество и легкость), богомол тренирует «мын» (свирепость и ярость)». «Изящная свирепость» является, пожалуй, наиболее яркой формулировкой боевого духа богомола, отчаянного бойца и терпеливого охотника.
Лю хэ танлан цюань или Кулак Богомола шести соединений.
Легенды гласят, что основателем стиля Лю хэ танлан цюань был мастер ушу из Шандуня Вэн Сань по прозвищу «Утиная ладонь». Первым его учеником был Линь Ши Чунь изучавший стиль Лю хэ цюань – Кулак шести соединений или шести координаций, впоследствии использовал теорию стиля для своего танлан цюань.
Для ушу в целом термин «лю хэ» (шесть соединений) является основополагающим и объединяет три внешних соединения – кисть и ступня, локоть и колено, плечо и бедро, а также три внутренних соединения – сердце и мысль, мысль и энергия ци, ци и сила. Эти абстрактные понятия наиболее полно описывают отношения между внутренним и внешним в человеческом теле. Эффективность техники ушу обуславливается гармоничностью и естественностью этих соединений.
Три направление стиля Богомола – разные по технике, но общие по духу.
Еще одним названием этого направления стиля Богомола есть Тайцзи мэйхуа танлан. Цветок сливы в китайской культуре и искусстве имеет многогранное и сложное значение. Мейхуа танлан цюань имеет общие корни с Цисин танлан цюань и также относится к направлению жесткого богомола. Поэтому сравнение со сливой говорит не о мягкости стиля, а больше о плотности, насыщенности и многообразии техники рук. «Изменения позиций рук слитны и многообразны как изменения инь и ян в великом приделе – тай цзи», «в одном движении содержится три изменения», «движения рук как соцветие мэйхуа».
В отличие от Цисин танлан цюань, Мейхуа танлан цюань более мобилен, что считается залогом успеха в бою, и отличается более тонким подходом к концепции применения кисти, собранной в крюк. Особое внимание уделяется тренировке «продольного усилия» (шунь цзинь) в отличие от «поперечного опутывания» в Цисин танлан цюань, «мягкого усилия» (жоу цзинь) и «ловкого, легкого усилия» (цяо цзинь). То, что мастера стиля акцентируют внимание на проработке этих видов усилий, дает основания добавить к его названию термин «тай цзи».
Существует мнение, что корнями Цисин танлан цюань уходит в шаолиньский стиль Цисин цюань (Кулак семи звезд), Мейхуа танлан цюань в шаолиньский Мейхуа цюань, а Лю хэ танлан возник под влиянием Лю хэ цюаль – Кулака шести координаций. Одни исследователи не соглашаются с таким мнением, другие приводят в пример комментарии к комплексу Шаолинь мэйхуа шоу («Шаолиньские руки – цветы сливы»), где указывается, что эта техника произошла от стиля Богомола, а монах Жу Цзин, обучающий этой технике, являлся уроженцем провинции Шаньдун, родины стиля Богомола.
Стиль Богомола (Тан Лан Цюань) – один из многих шаолиньских стилей.
Единой версии о возникновении стиля Тан Лан Цюань не существует. Одни легенды гласят, что Ван Лан создал стиль, наблюдая, как богомол сражается со змеей. В других легендах вместо змеи упоминается цикада. Но как бы то ни было, стиль Богомола стал итогом всего жизненного пути Ван Лана, квинтэссенцией его воинского опыта. Легенды гласят, что Ван Лан передал свое учение даосам с гор Лаошань, первым которых упоминается Шэн Сяо. Правда, здесь также нет единства в различных версиях. По одной из них именно Шэн Сяо обучал Ван Лана, другая гласит, что даос изучал стиль богомола в монастыре Шаолинь.
Преемником Шэн Сяо стал Ли Сань Цзянь, известные тем, что основал в Шаньдуне общество наемных охранников – бяо. Далекая от столицы и императорской власти провинция Шайдунь традиционно была убежищем тех, кто по разным причинам преследовался властями. Соответственно, работы для наемных охранников было предостаточно.
Стиль ушу Шэцюань – образец духовного развития и физического совершенства.
С течением времени, постепенно стиль Змеи из общего стиля Шаолиньцюань выделился в отдельное самостоятельное направление, которое впоследствии получило название Шэцюань, или Кулак Змеи. В Китае издавна считали змею символом сокровенной мудрости, сосредоточием магической внутренней силы и энергии Ци. Но, совершенно понятно, что кардинальные различия физиологического строения, не представляли никакой возможности человеку подражать змее. Соответственно, основатели стиля постарались перенести в движения бойца внутреннюю суть змеи.
Во времена зарождения стиля Шецюань он был доступен только буддийским монахам, хранившим его в тайну. Преподаванием стиля занимался чаньский учитель Цзынь У. Традиции стиля передавались через поколения, пока, наконец, уже в современные времена тайным стилем Шэцюань не овладели Чжи Юань и Ду Ханчан. Один из них начал широко преподавать секреты стиля на Юге Китая, другой выбрал Север и столичные области.
В основе стиля заложены удары кончиками пальцев, выставленной вперед второй фалангой указательного пальца или ребром ладони по болевым точкам противника – в сердце, шею, глаза, живот. При этом технические действия становятся грациозными и упругими благодаря мягким передвижениям и акценту на работу бедрами. Мягкими отводящими блоками внутренней стороны стопы или руками мастер Шэцюань способен изменить направление удара, пропустив его мимо себя, «провалить» противника, и поставив его в неустойчивое положение, одним точным и быстрым ударом.
Джет Ли: мастер боевых искусств и талантливый киноактер.
Известность к каждому человеку приходит в разное время. Кто-то становится известным под окончание своей политической и творческой карьеры.
Тем не менее, мировая известность пришла к нему после несколько дерзкого ответа на приглашение стать его телохранителем от будущего президента США Ричарда Никсона. Ли тогда ответил, что не желает охранять одного человека. Когда он вырастет, то будет защищать всех своих соотечественников из Китая.
Реакция на его слова была разной. Для китайцев юный Ли стал образцом истинного патриотизма. Американские средства массовой информации объясняли его поступок влиянием на парня коммунистической идеологии. Но Ли просто не по-детски серьезно отнесся к предложению и так же серьезно на него ответил. И по прошествии многих лет можно утверждать, что иного ответа от него нельзя было ожидать.
Его жизнь и карьера являются свидетельством предельно серьезного отношения к любому делу. Особо не обращая внимания на качество фильмов с участием Ли, очевидным есть то, что он не изменил собственным принципам. В отличие от Джеки Чана, превратившего кулачное искусство в жанр комедийного кино, Джет Ли не просто демонстрировал боевое мастерство, а старался донести миру смысл буддийских тезисов.
Его серьезное отношение к поступкам и к другим людям, формировалось с раннего детства. Родился Джет Ли в 1963 году в Пекине. Семья его, в которой он был самым младшим, пятым ребенком, жила очень бедно. В двухлетнем возрасте Ли остался без отца. Мать, работавшая кондуктором автобуса, просто не могла обеспечить сытую жизнь семьи. Переломный момент в жизни Ли наступил когда он, восьмилетний ребенок, вместе с одноклассниками пришел на занятия по спортивному ушу.
Ребенок насколько был впечатлен этим видом спорта, что спустя полгода, оставив школу, он поступил в Академию ушу, находившуюся в Пекине. Будет излишним описывать суровые условия обучения в академии, по нашим меркам крайне жестокие, даже на грани садизма. Никто из учеников не получал никаких поблажек. Занятия, начинавшиеся с шести часов утра и продолжавшиеся восемь часов, проходили на улице, невзирая на погодные условия, в летний зной и морозные дни.
Багуачжан Фу Чженьсуна - сплав Багуачжан и Тайцзицюань.
Мастер Цзя Феншань был одним из учеников Дун Хайчуаня, основателя стиля Багуачжан, а Чэнь Янси мастером традиционного Тайцзицюань семьи Чэнь. Фу Чженьсун не смог поначалу посещать занятия в школе из-за отсутствия денег на оплату учебы. Как свидетельствуют легенды, шестнадцатилетний Фу, после тяжелой и изнурительной работы в поле подглядывал за тренировками, и по вечерам самостоятельно пытался отрабатывать технику кулачного искусства, увиденную в школе.
Когда об этом стало известно молодым учителям, они пригласили Фу Чженьсуна к себе, и потрясенные его искренностью и решительностью зачислили в свою школу, освободив от оплаты. Кроме того, Фу начал заниматься по отдельной программе, лично получая персональные инструкции от обоих знаменитых мастеров боевых искусств своего времени.
Самым любимым упражнением успешного ученика было занятие с девятикилограммовым шаром тайцзи, изготовленным из камня. Фу свободно подбрасывал это шар на высоту до двух метров, а при отработке перемещений Багуачжан по кругу, в каждой руке он держал по одному такому шару.
Талант учителей и настойчивость Фу Чженьсуна после девяти лет изнурительных тренировок принесли свои плоды. После сдачи экзаменационных тестов Фу стал признанным мастером кулачного искусства. На основе полученных знаний Фу Чженьсуну удалось создать собственный стиль, представляющий собой сплав Тайцзицюань и Багуачжан.
Будучи призванным на военную службу в 1920 году Фу Чженьсун начал обучать кулачному искусству всех желающих, а после увольнения из армии остался в Пекине. Познакомившись в столице с такими знаменитыми мастерами боевых искусств, как Сунь Лутан, Ян Ченфу, Ли Шуен, Го Даньфе и узнавая от них много нового, он продолжал совершенствовать свой стиль, обогащая его новыми технологиями и упражнениями.
Учитель Инь Фу – основатель направления Инь стиля Багуачжан.
Первым из его учеников считается Инь Фу, который по преданиям был единственным учеником, владевшим стилем Багуачжан на равных с учителем. Биография мастера Инь Фу похожа на биографию многих выдающихся мастеров ушу. Родившийся в 1841 году в уезде Цзисянь что в провинции Хэбэй, Инь получил прозвище «Шоу Инь», или «Исхудавший Инь». Смолоду перебравшись в Пекин, он увлекся изучением кулачного искусства и фехтованием. Еще задолго до встречи с Дун Хайчуанем Инь Фу уже прослыл знаменитым бойцом, отлично владеющим боевым искусством.
Услышав о необыкновенном мастере по имени Дун Хайчуань, проживающим в резиденции князя Су, Инь Фу стал бывать возле дворца, в надежде повстречаться с мастером. Однажды ему повезло, и мастер Дун Хайчуань принял его в ученики. По преданиям Инь Фу стал самым усердным учеником Дун Хайчуаня. И даже после ухода мастера Дун со службы у Су, когда многие из учеников, не закончив обучения, покинули учителя, Инь Фу продолжал обучаться с неослабевающим старанием.
До прихода у Дун Хайчуаню уже овладел стилем «Кулак архаров» (лоханьцюань) и «Пружинящие ноги» (тань туй). Возможно, поэтому его версия Багуачжан предусматривает более всего ведение боя на дальней дистанции.