История Китая
Политические взгляды либеральных конституционалистов
После объявления 1 сентября 1906 г. маньчжурским правительством о подготовке к введению конституции Кан Ю-вэй принял решение о реорганизации своей партии Бао хуан хуй (Союз защиты императора) в Гоминь сяньчжэньхуй (Национальное конституционное общество). Конституционные маневры цинской монархии он принял за исполнение своего давнего требования. Глава реформаторов выразил полную поддержку правительству и изъявил готовность вернуться на родину и принять чиновничью должность, если она ему будет предложена.
Лян Ци-чао, создавший в Токио ассоциацию Чжэнь вэнь-шэ, также поддержал конституционную реформу и неприкосновенность маньчжурского монархического трона. Многие из членов ассоциации Чжэнь вэньшэ вернулись в Китай, где выступали с речами, призывая к скорейшему введению конституции. Однако, несмотря на постоянное изъявление верноподданнических чувств, деятельность общества была запрещена маньчжурским правительством.
Применение китайского компаса
Применение компаса было подлинным переворотом в судовождении. В судостроении китайцы также долго шли впереди других народов Востока и Запада.
Когда на китайских судах впервые появился компас, суда эти брали по 500—600 человек. Они были широкие и почти квадратные, с узким килем. Чжу Юй писал, что в море эти суда не боялись ни ветра, ни волн. Китайские моряки умели использовать не только ветры, дующие с кормы, но и ветры, которые дули от берега или к берегу. Легкие паруса растягивались на реях, а когда мореходам нужно было переменить их положение, это достигалось простым поворотом рей. Если ветер дул в лоб, суда становились на якорь. Якорь был каменный и опускался с помощью ворота. В случае надобности, суда могли идти не только под парусами, но и на огромных веслах. На каждом весле гребли до 30 человек.
Экспансия Китая на море
Гегемонистский внешнеполитический курс пекинского руководства существенным образом осложняет международную обстановку в Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке. Одним из серьезных аспектов этого курса является провоцирование Пекином погранично-территориальных споров и конфликтов в отношениях с соседними странами.
Вооруженный инцидент 20 ноября 1955 г. на китайско-бирманской границе ознаменовал начало периода неустойчивости и конфликтов по всему периметру рубежей Китая. Начиная с этого времени на границах КНР по инициативе китайской стороны возникло такое количество конфликтных ситуаций и вооруженных инцидентов, которое вряд ли зафиксировано в анналах истории какой-либо другой страны за последние 100 лет.
Первоначально конфликты и инциденты, порожденные выдвижением китайским руководством территориальных притязаний к сопредельным странам, возникали лишь на сухопутных границах страны. Улучшение китайско-американских и китайско-японских отношений, вывод вооруженных сил США из района омывающих Китай морей и ликвидация тем самым угрозы непосредственного военного конфликта между КНР и США при возникновении инцидентов в этом районе предоставили Пекину «свободу маневрирования» и на морских рубежах.
Открытие материка
Достижения китайских географов и мореходов послужили фундаментом для предприятия еще невиданного в истории мореплавания. Это предприятие — семь дальних походов, которые предпринял в 1405—1433 гг. адмирал Чжэн Хэ. Незадолго до его первой экспедиции Китай освободился от монгольского владычества, снова стал самостоятельным государством. Но с распадом монгольской державы прекратилось сквозное сообщение через Азию. Великий шелковый путь перестал быть столбовой дорогой международной торговли. Выход напрашивался сам собой: то, что было потеряно на суше, можно и должно было возместить на море. Путь вдоль южных берегов Азии давно был известен китайцам. Но китайские купцы редко ходили на запад дальше Индии. Товары, шедшие с востока на запад и с запада на восток, много раз переходили из рук в руки.
Это объяснялось многими причинами. Для длительных плаваний требовались якорные стоянки, где можно было отдохнуть, взять запас продовольствия и пресной воды. Таких стоянок не хватало. К тому же в западной части Южного морского пути китайские купцы чувствовали себя очень неуверенно. Здесь их мог обидеть каждый — ведь до Китая было очень далеко. Да и на восточном участке этого пути было далеко неспокойно. Пираты грабили и убивали купцов, топили их суда.
Гоцуйпаи — школа национальных наук
Годы, предшествующие Синьхайской революции, были для революционеров периодом идеологического расслоения.
С развитием революционного движения в ряды революционно-демократической партии стали вступать самые разные по своим идейным устремлениям люди. Происходила перегруппировка идейно-политических течений. С 1905 г. значительное распространение получили теории Гоцуйпай (Школы национальных наук), которую возглавил известный нам деятель Чжан Бин-линь; с 1907 г. стали довольно широко распространяться анархистские идеи. Один из ведущих деятелей Объединенной лиги, редактор первых пяти номеров «Миньбао», Чжан Цзи, организовал в Токио так называемые Курсы по изучению социализма, где фактически пропагандировались анархистские взгляды. Вместе с Лю Ши-пэем Чжан Цзи приступил к изданию анархистского журнала «Тяньи бао» («Небесная истина»). Другие деятели Объединенной лиги, эмигрировавшие во Францию, с начала 1907 г. стали издавать в Париже анархистский журнал «Синь шицзы» («Новая эра»). Анархистская литература распространялась не только среди эмигрантов, но и в самом Китае.