Китай и Запад
Как и прежде, сухопутный путь в Китай пролегал в значительной своей части через нынешнюю территорию нашей страны. Одни маршрут — северный — проходил через южную часть современной территории РСФСР и через Среднюю Азию. В устье Дона стоял тогда большой портовый город Тана. Один купец, живший в XIV в., писал, что путь от Таны до Китая совершенно безопасен и днем и ночью. Из Константинополя в Пекин можно было столь же безопасно добраться вдоль южного берега Черного моря, а затем через Азербайджан, Иран, Среднюю Азию и Монголию. На торговом пути из Европы в Китай были устроены сторожевые посты, выстроены гостиницы, вырыты колодцы.
Кроме сухопутного пути существовал, как прежде, и морской. Этим путем пользовались торговые суда многих стран Востока, но лучшими из них считались теперь китайские. Новый расцвет китайского мореплавания наступил уже в XII в. В тихоокеанских водах китайский торговый флот сменил арабский, китайцы достигли крайних пределов Индонезии, ходили в Индию, на Цейлон и в Японию. После свержения монгольского владычества китайские моряки плавали также далеко на Запад, достигали Персидского залива и Восточной Африки.
Европейцы, которые тем или иным путем попадали в Китай, чувствовали себя как в сказочной стране. В конце XIII в. в Китае долго жил венецианец Марко Поло! Венеция была в то время одним из самых богатых и культурных государств Западной Европы. Марко Поло был купцом, деловым человеком, трезвым и расчетливым. И все же каждая страница книги, которую написал Марко Поло о своем путешествии, дышит неподдельным восторгом и восхищением. В Западной Европе тогда не было ни таких огромных городов, ни таких больших кораблей, ни таких мостов и дорог, ни таких богатств, как в Китае. Марко Поло совершенно искренне назвал китайский город Ханчжоу самым лучшим и величайшим городом на свете.
Предприимчивый венецианец прославился не столько своим путешествием, сколько красочным его описанием. Это описание известно под названием «Книга Марко Поло». Поездка в Китай в те времена вовсе не была чем-то из ряду вон выходящим. В Китай Марко Поло отправился вместе со своим отцом и дядей, которые ранее уже побывали в этой стране и вернулись оттуда в Венецию.
В XIV в. число европейцев, ездивших в Китай, еще увеличилось. С 1318 по 1325 гг. в этой стране жил итальянский миссионер Одорико Пордепоне. Возвратившись на родину, он тоже написал книгу о своем путешествии. В этой книге, между прочим, говорится, что в Венеции Порденоне встречал многих людей, которые могут подтвердить все сказанное им о жизни китайских городов.
Другой итальянский миссионер XIV в., Джованни Монтекорвино, прожил в Пекине 36 лет и умер там. Римский пана назначил его архиепископом Китая. Сообщение об этом Монтекорвино получил без задержки. Сам он сумел несколько раз пересылать в Рим отчеты о своей деятельности.
При жизни Монтекорвино христианские монастыри в Китае содержали специальные гостиницы для купцов из Западной Европы. А во Флоренции в 1340 Г. был составлен подробный справочник и путеводитель для итальянских купцов, торговавших с Китаем. В нем были указаны маршруты караванов, сведения о ввозе и вывозе товаров, о налогах и пошлинах, об обменном курсе денег в разных странах.
Как видим, в XIII—XIV вв. условия для торгового обмена между Западной Европой и Китаем были очень благоприятными. Значит, в ту пору имелись широкие возможности и для культурного обмена.
Русские люди в те времена имели возможность встречаться с китайцами в Каракоруме. Так называлась ставка великого хана монголов. Здесь бывали представители подвластных монголам народов. Эти представители принадлежали, конечно, к правящему классу феодалов. Но в Каракоруме жили и простые русские люди.
В середине XIII в. через Русь проследовал Плано Карпини — посол римского папы к монгольскому хану. Он был человек наблюдательный и первый рассказал о китайских бумажных деньгах. Писал он и о европейских мастерах, которых встретил в ставке великого хана. Среди них был русский человек по имени «Космас», то есть Кузьма. Посольство Карпини проехало по Руси спустя несколько лет после татаро-монгольского погрома, когда Киев и другие города нашей родины лежали еще в развалинах. Завоеватели безжалостно истребляли население городов, но наиболее искусных ремесленников уводили в плен. Кузьма и был одним из таких русских мастеров. При дворе великого хана он изготовил большую печать, которую монгольский правитель ставил вместо своей подписи на важнейшие документы. Это была печать китайского образца, неизвестного в тогдашней Европе. Отпечаток ее, сделанный при помощи туши, оставался на бумаге.
В 1920 г. в архиве римских пап был разыскан ответ монгольского хана на послание, которое доставил ему Карпини. Французский ученый Пельо доказал, что печать, приложенная к этому ответу — та самая, которую изготовил русский умелец Кузьма.
Примечательно, что монгольский хан поручил именно русскому ремесленнику Кузьме вырезать свою печать. У него ведь не было недостатка в пленных мастерах из других стран, включая и северную часть Китая. Это снова показывает, какого высокого уровня достигло русское ремесло накануне татарского погрома.
Позднее, когда ставка великого хана монголов была перенесена в Пекин, там тоже жили и работали бок о бок с китайцами многие выходцы из нашей страны. Китайская летопись сообщает, что в 1330 г. в Пекине было до 10 тысяч русских. Так, еще в тяжелые времена монгольского ига закладывались основы русско-китайской дружбы.
Жители Западной Европы, как и русские люди, встречали в Китае радушный прием. Марко Поло, например, приехал в Китай как купец. Но он проявил большие способности, и его не раз назначали на высокие посты, привлекали к управлению страной.
Богатства Востока, о которых писали Марко Поло и другие путешественники, возбуждали жадность королей, феодалов и купцов Западной Европы. Между тем, в конце XIV в., когда распалась монгольская держава, прямое сообщение с Китаем прекратилось. Вслед за этим на пути между Западной Европой и Восточной Азией выросла новая преграда — Турецкая империя. Вот почему в XV в. европейцы зачитывались книгами Марко Поло и других авторов, побывавших в Китае и Индии. Эти книги как бы призывали храбрых и предприимчивых людей снова распахнуть ворота на Дальний Восток. А так как сухопутный путь был теперь закрыт, нужно было проложить новый — по морям и океанам.
Сохранилось издание книги Марко Поло 1485 г. с собственноручными пометками Христофора Колумба. Семь лет спустя Колумб отплыл на поиски морского пути в Индию и на Дальний Восток. Пути этого он не нашел, но зато открыл материк, о котором не знали ни в Европе, ни в Азии. Этот материк назвали Америкой. Вскоре затем Васко да Гама, обогнув Африку, достиг Индии. Прошло еще несколько десятков лет, и португальские мореплаватели прибыли в Китай и Японию.
Не только известия о богатствах Индии, Китая и других стран Восточной Азии привели в эти страны мореплавателей Западной Европы. Для того, чтобы наступил век великих открытий, странам Запада нужно было пройти большой путь, хотя бы частично преодолеть свое отставание от передовых стран Востока. А в этом сыграли очень большую роль изобретения, пришедшие из Китая, бумага, книгопечатание, компас, порох.
Это понимали некоторые современники великих географических открытий, хотя они и не знали, откуда пришли те изобретения, которые так внезапно изменили облик Европы и всего мира. Знаменитый английский мыслитель XVI—XVII вв. Фрэнсис Бэкон писал: «Полезно отметить силу, достоинства и последствия открытий. Все это нигде не является более заметным, чем в тех открытиях, которые были неизвестны древним и чье происхождение, хотя и недавнее, темно и неславно. Речь идет о книгопечатании, порохе и магните. Ибо эти три открытия изменили облик и положение вещей во всем мире, первое — в литературе, второе — в ведении войны, третье — в судовождении. А из этого проистекли неисчислимые последствия. Так что никакая империя, секта или звезда не оказали, видимо, более сильного и могучего влияния на дела человеческие, нежели эти открытия из области механики».
Одно из китайских изобретений, названных Бэконом, — порох. Оно оказалось губительным и для самого Китая, и для других стран Востока. Западноевропейские колонизаторы усовершенствовали артиллерию и вообще огнестрельное оружие, обратив их против коренного населения Азии и Африки.
Настал, однако, день, когда гром пушек возвестил народам Востока грядущее их освобождение. То был гром пушек Великого Октября.
С запада, из нашей страны, китайский народ получил непобедимое оружие, которое привело его к победе. Это оружие — марксизм-ленинизм, высшее достижение мировой науки. «Китайцы обрели марксизм в результате применения его русскими. Китайцы нашли всеобщую истину марксизма-ленинизма, применимую повсюду», — писал Мао Цзэ-дун.
Трудно представить, какие последствия будет иметь выход шестисотмиллионного Китая в ряд государств, обладающих современной промышленностью и сельским хозяйством, наукой и техникой. Ясно одно: народ, который так много дал миру еще в седой древности, сумеет теперь внести несравненно больший вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры.