КАН Ю-ВЭЙ
Кан Ю-вэй (1858—1927) родился и воспитывался в семье знатных шэпьши и чиновников. Прадед и дед его были учеными, отец — сельский учитель, умер, когда Кан Ю-вэю было 11 лет. Младший брат, Кан Ю-пу (Кан Гуан-жэнь), впоследствии стал его единомышленником, казнен в 1898 г. вместе с Тань Сы-туном и другими участниками движения за реформы. В течение шести лет Кан Ю-вэй под руководством Чжу Цзю-цзяна (Чжу Ци-ци) изучал историю и философию. Он вызубрил огромное количество конфуцианских текстов и комментариев. После смерти учителя Кан Ю-вэй на два года уединился в пещере «Белых облаков» на горе Сицзошань, вблизи Гуанчжоу, погрузившись в изучение буддизма, даосизма, истории и философии Китая. В конце 1879 г. Кан Ю-вэй впервые посетил Сянган. В 1882 г. он совершил поездку в Пекин и принял участие в экзаменах на должность чиновника, но потерпел неудачу. На обратном пути он побывал в ряде городов, в том числе и в Шанхае. Сянган и Шанхай произвели на Кан Ю-вэя огромное впечатление. Он купил там много переведенных с европейских языков книг, издававшихся компанией «Цзян Нан». С тех пор наряду с буддийской и классической канонической литературой Кан Ю-вэй проявлял интерес к научно-технической и общественно-политической литературе.
В 1888 г. Кан Ю-вэй вторично посетил Пекин, где ему удалось поступить вольнослушателем в императорскую академию Гоцзыцзянь. Вскоре он составил проект реформ, адресованный императрице Цыси и молодому императору Гуансюю. Начальник академии Вэн Тун-хэ не решился передать проект Кан Ю-вэя двору, но содержание его стало широко известно в столице.
В 1893 г. Кан Ю-вэй получил степень цзюйжэня, а весной 1895 г. снова выехал в Пекин для участия в государственных экзаменах на высшую степень цзиныии.
В столице Кан Ю-вэй занялся активной политической деятельностью. Страна бурно переживала сокрушительное поражение в войне против Японии. Первого мая 1895 г. Кап Ю-вэй и его ученики Лян Ци-чао и Май Мэн-хуа составили текст коллективного прошения-протеста против Симоносекского мирного договора, против капитулянтской политики цинского двора. Они требовали политических реформ в стране. После бурных дебатов коллективное прошение подписали 1200 цзюй-жэней, съезжавшихся на экзамены из различных провинций. Это прошение также было задержано и к императору не попало, но и оно встретило сочувственные отклики общественности. Через месяц, в июне 1895 г. (на 6-й день 5-й луны по лунному календарю), Кан Ю-вэй изложил тот же самый план реформ в третьем прошении, уже только от своего имени. На этот раз документ был получен императором Гуансюем, который приказал разослать его всем наместникам провинций для последующего обсуждения на специальном совете. Через месяц Кан Ю-вэй написал дополнительное, четвертое по счету, прошение, но оно не было передано императору.
В августе того же года Кап Ю-вэй создал в Пекине, с филиалами в Шанхае, две организации — Ваньго гуибао (Международные известия) и Цянсюэ хуй (Ассоциация по усилению страны). Вскоре обе они были запрещены властями, и Кан Ю-вэй вернулся в Гуанчжоу.
В 1897 г. кайзеровская Германия захватила Цзяочжоу и приступила к экономической колонизации провинции Шаньдун. Прибывший незадолго до этого в Пекин Кан Ю-вэй подал пятое прошение императору, которое попало к адресату только в мае 1898 г. Вскоре он направил шестое и седьмое прошения. Наконец 16 нюня 1898 г. Кан Ю-вэй был принят императором в его летней резиденции. Беседа длилась два с половиной часа. После аудиенции Кан Ю-вэй вопреки надеждам реформаторов был назначен всего лишь секретарем второго класса верховного императорского совета с прикомандированием его к канцелярии иностранных дел. Однако с этого момента император регулярно принимал Кан Ю-вэя и прислушивался к его советам.
В это же время Кан Ю-вэй основал в Пекине общественную организацию Баогохуй (Союз защиты отечества), ликвидированный только после «ста дней реформ», 21 сентября 1898 г., когда совершился дворцовый переворот. Кан Ю-вэй, спасаясь от репрессий, бежал на английском пароходе в Сянган, затем в Японию.
Перед тем как перейти к анализу идеологических взглядов Кан Ю-вэя в начале XX в., остановимся коротко на основных его идеях более раннего времени.
Наиболее подробно Кан Ю-вэй изложил свою концепцию в третьем прошении, которому посчастливилось попасть в руки императора Гуансюя. Для «обогащения страны» Кан Ю-вэй рекомендовал провести следующие мероприятия: 1) выпуск бумажных денег государственным банком; 2) сооружение железных дорог; 3) строительство машин и пароходов; 4) открытие шахт и рудников; 5) чеканку разменной монеты государственными монетными дворами; 6) создание почтовой системы.
Для «улучшения благосостояния народа» Кан Ю-вэй рекомендовал: 1) совершенствование земледелия; 2) поощрение промышленности; 3) покровительство торговле; 4) помощь бедным.
Кан Ю-вэй предлагал создать в Китае школы современного типа, реформировать систему государственных экзаменов, учредить сюэи шуюань — научно-технические училища для обучения молодежи технике и иностранным языкам, издавать газеты и журналы, разработать систематический курс для пропаганды конфуцианства как официального государственного культа.
По мнению Кан Ю-вэя, для усиления страны необходима реорганизация вооруженных сил. В связи с этим он предлагал «установить твердый контингент войск, избавиться от негодных элементов, произвести набор из гражданского населения и обучить новобранцев, произвести переподготовку знаменных войск для поднятия боевого духа маньчжуров и монголов, перестроить армию по современному образцу и вооружить ее современным оружием, создать военные учебные заведения для подготовки офицеров и генералов, усилить морской флот для укрепления морской обороны».
Необходимыми условиями осуществления предлагаемых социально-экономических, культурно-просветительных и военно-оборонных мероприятий Кан Ю-вэй считал: 1) выдвижение императором способных людей, независимо от их происхождения; 2) осмотрительность в подборе придворных и расширение круга людей, из которых вербуется высшее чиновничество; 3) осведомленность правительства о положении низов — только так можно сплотить народ вокруг центральной власти.
Кан Ю-вэй сознавал позорное, унизительное положение своей страны и предупреждал об опасности раздела Китая иностранными державами. Он указывал, что западные державы открыто толкуют о грабеже Китая, как десятилетия назад они планировали грабеж Африки. Железные дороги, представляющие собой жизненные артерии страны, полностью в руках иностранцев. Иностранцы контролируют министерства. Иностранные дипломаты стали «сверхправительством» Китая. Положение Китая теперь ничем не отличается от положения Египта и Турции.
В прошлом Китай страдал от нападений иноплеменников из-за своей военной слабости. Теперь он страдает преимущественно из-за политического и научно-технического превосходства европейцев.
Исключительное значение Кан Ю-вэй придавал успехам во внешней торговле — «торговой войне», но, чтобы победить в ней, он считал нужным поднять экономику в целом, начав с общего плана «обогащения страны». Конкуренция между странами, полагал Кап Ю-вэй, должна базироваться на торговле, лишь «государственные монополии базируются на земледелии». Не вдаваясь в справедливость этого рассуждения в целом, мы можем заключить лишь, что Кан Ю-вэй видел выход из кризиса в подъеме китайской экономики (в термин «торговля» он включал и промышленность). Для достижения успеха в «торговой войне» он предлагал прежде всего развивать текстильную промышленность, а также увеличивать добычу золота, серебра, угля и железа, что должно обеспечить достаточный доход для «завоевания пяти континентов». Он призывал строить крепости, корабли, совершенствовать производство оружия и артиллерии, чтобы установить господство «над четырьмя морями».
Кап Ю-вэй предлагал учредить министерство торговли, организовать иод покровительством правительства торговые компании в провинциях, развить акционерные общества, устраивать промышленные выставки. В связи с этим он писал: «Англичанам удалось захватить Индию и вторгнуться в Гуанчжоу, опираясь не столько на силу правительства, сколько на мощь торговых компаний. Если народ располагает экономическими возможностями, то при поддержке правительства он может добиться не только славы и богатства, но и территориальных завоеваний».
Кан Ю-вэй разоблачал пагубную политику правящей клики, препятствовавшей развитию частного предпринимательства. Он указывал, что злоупотребления на государственных предприятиях ведут к низкому качеству продукции как военного, так и мирного назначения, к ослаблению обороны, к наводнению рынка иностранными товарами и в конечном итоге к обнищанию страны. Кан Ю-вэй предлагал без ограничений выдавать частным лицам лицензии на строительство и эксплуатацию пароходов, железных дорог, предприятий горнорудной промышленности. Реформатор рекомендовал обучать и готовить инженерно-технические кадры, приглашая в качестве преподавателей бельгийских специалистов. По плану Канн Ю-вэя, государство должно взимать 5% с доходов горнорудных предприятий и железнодорожного транспорта. Чтобы избежать возможных злоупотреблений, следует централизовать подбор руководящих кадров на крупных предприятиях и на железных дорогах.
Наряду с этим Кан Ю-вэй рекомендовал считать целесообразным для государства оказывать помощь сельскому хозяйству: распространять агротехнические знания, внедрять машины и т.д.
В своих прошениях Кан Ю-вэй большое место отвел культурно-просветительской деятельности. Конкретизируя свой план в этой области, он рекомендовал учредить специальные институты и другие учебные заведения для обучения молодых людей астрономии, медицине, химии, технике, оптике, механике, военному делу, судовождению, геодезии, картографии, юридическим наукам, иностранным языкам. Необходимо также выпускать специальную научную периодику.
Кан Ю-вэй предлагал учредить научные общества для коллективного обсуждения важнейших проблем, проводить среди населения сбор средств для развития науки, ибо средств государства на это не хватит.
Всемерно ратуя за применение в Китае научно-технических достижений Запада, Кан Ю-вэй, однако, выступал против миссионерства, расценивая его как орудие капиталистической экспансии. «Миссионеры занимаются разведкой в чужих странах,— писал он,— они оказывают большую услугу своим правительствам». В противовес деятельности христианских миссионеров Кан Ю-вэй предлагал распространять конфуцианство, учреждать повсюду конфуцианские храмы, посылать конфуцианских миссионеров в другие страны, возлагая на них также разведывательную работу, т. е. «применять к врагу те же средства, какие он применяет к нам».
Касаясь политических реформ, Кап Ю-вэй призывал избрать парламент «из честных, прямых, справедливых людей, сведущих в древней и современной истории, знающих положение в своей и в других странах и знакомых с вопросами политического управления». Состав парламента, по его плану, должен был переизбираться ежегодно из расчета один депутат на десять тысяч дворов. Лица, заслуживающие особого доверия, могут быть выбраны повторно. Функции парламента, по мнению Кан Ю-вэя, заключаются в обсуждении императорских указов, в передаче правительству мнения народа, в решении коренных вопросов внешней и внутренней политики, а также в разработке военных бюджетов. Постановления парламента действительны, если они приняты двумя третями голосов. Парламент призван, по мнению Кан Ю-вэя, «объединить 400 миллионов китайцев в единое сердце, и не будет тогда в мире страны, равной по могуществу Китаю!».
Предложенная Кан Ю-вэем программа охватывала все стороны государственной жизни. Он называл ее «планом всеобщих реформ» и подвергал решительной критике частичные, куцые реформы, к которым, по его мнению, сводились планы «новой политики», проводившейся группой «самоусиления».
Разумеется, когда Кан Ю-вэй писал о «народе», он имел в виду помещичье-буржуазную интеллигенцию. Этих «честных, прямых и справедливых людей», владеющих глубокими политическими знаниями, он предполагал представить в парламенте. «Всеобщие реформы», предлагавшиеся Кан Ю-вэем, по существу, не вывели бы страну за рамки просвещенного абсолютизма. Когда он писал императору об уроках французской революции, он хотел предостеречь Гуансюя от судьбы Людовика XVI. Защиту «трех принципов» — суверенитета территории Китая, независимости народа и расы, незыблемости конфуцианства — Кан Ю-вэй целиком возлагал на шидафу, т. е. именно на помещичье-буржуазную интеллигенцию. «У нее нет другого выхода,— говорил Кан Ю-вэй,— нет таких специальных знаний, чтобы стать прислужниками иностранцев, нет пути в монастырь, ибо буддизм обречен на уничтожение в условиях иностранного господства, они лишены также возможности броситься с родной земли в море, чтобы покончить с собой, ибо у Китая нет собственных территориальных вод, защищаемых своим морским флотом. Остается только одно: дни и ночи плакать и просить, как это было в свое время в Японии, чтобы умолить императора решиться на реформы».
Кап Ю-вэй в равной мере опасался внешней агрессии и внутренней смуты. В первом прошении императору он писал: «Банды смутьянов кишат в бассейнах Янцзы и Хуанхэ, они готовят смуту... не пройдет и нескольких лет, и чужеземцы будут наступать со всех сторон, внутри страны поднимутся банды смутьянов, тогда поздно будет думать об укреплении государства».
Во втором и третьем прошениях Кан Ю-вэй предупреждал: «Народ полностью деморализован, солдаты брошены на произвол судьбы и бродят по всей стране. Агрессоры извне и смутьяны изнутри угрожают стране полной катастрофой». В пятом прошении развивалась та же мысль: «После уступки Тайваня Японии в стране распространяется мнение о непрочности власти, разбойники замышляют бунт. Разве мало у нас таких выходцев из деревень, как Чэнь Шэ и Ши Лэ. Особенно много их в окраинных районах».
Таким образом, объективно реформистские планы Кан Ю-вэя были направлены как против иностранных агрессоров, так и против революционного движения масс.
Давая рекомендации императору, Кан Ю-вэй считал необходимым, как защитным амулетом, прикрываться авторитетом Конфуция, которого он называл великим реформатором и поборником социальных преобразований.
В книге «Исследование о поддельных классических канонах Синьской школы» Кан Ю-вэй назвал господствующую идеологию фальшивой, основывающейся на апокрифических канонах, подделанных Лю Синем (58 г. до н. э.— 23 г. н. э.) в период правления «узурпатора» Ван Мана (9—23 гг. н. э.).
Лю Синь якобы стремился авторитетом древних книг оправдать узурпацию Ван Маном престола. В этой же книге Кап Ю-вэй, ссылаясь на установления конфуцианства, осудил произвол евнухов и цинских чиновников.
В другой книге — «Исследование учения Конфуция о реформе государственного строя» — Кан Ю-вэй приписал Конфуцию мысль о необходимости периодических изменений в системе государственного управления. Ссылаясь на авторитет древности, Конфуций, по мнению автора, излагал свои взгляды на современные ему проблемы. Древние каноны «Чуньцю» и «Люцзин» являются, по утверждению Кан Ю-вэя, не творениями древних авторов, собранными и отредактированными Конфуцием, как утверждала китайская традиция, а собственными произведениями Конфуция.