Китай на III конференции ООН по морскому праву
Восстановление прав Китайской Народной Республики в ООН предоставило ей возможность активно участвовать в деятельности этой организации, направленной на углубление и расширение международного сотрудничества, в частности, при решении вопросов, связанных с использованием Мирового океана. В 1971 году Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о введении представителя КНР в состав комитета, который занимался подготовкой созыва III Конференции по морскому праву. КНР приняла участие в организационной сессии конференции, проходившей в декабре 1973 года в Нью-Йорке; активное участие принимают ее представители и в ежегодных сессиях конференции.
Однако активность китайской делегации на конференции, вызванная стремлением Пекина установить в той или иной форме свой контроль над омывающими Китай морями, при всем желании нельзя считать позитивной, конструктивной.
Следует вместе с тем отметить, что на первом этапе конференции имело место внешнее сходство позиции Китая и определенной части развивающихся стран по ряду обсуждаемых вопросов. Это происходило, во-первых, в силу того, что как Китай, так и многие развивающиеся страны стремятся обеспечить себе контроль над максимально широкой полосой морских вод, примыкающих к берегу. Однако в основе подобных устремлений Китая и развивающихся стран лежат совершенно различные цели: Китай видит в установлении контроля над омывающими его побережье морями важный шаг к реализации своих гегемонистских планов, тогда как развивающиеся страны пытаются сохранить ресурсы Мирового океана и его дна, которые они не всегда могут в полной мере использовать в настоящее время, но которые в будущем могут явиться для них значительным источником дохода.
Во-вторых, китайская дипломатия пришла на конференцию с предложениями, носящими компилятивный характер. Все или подавляющая их часть были позаимствованы китайской стороной из числа тех предложений, с которыми в разное время выступали представители развивающихся стран и которые больше всего могли отвечать целям нынешней морской политики Пекина.
То, что схожесть позиций Пекина и развивающихся стран носит чисто внешний, формальный характер, подтверждается прежде всего подходом к дискуссии. Развивающиеся страны активно участвуют в обсуждении всех предложений, вносимых на сессиях конференции и носящих конструктивный характер, даже когда эти предложения и не совпадают с их позицией. Большинство развивающихся стран стремится к тому, чтобы найти такое решение проблем, которое, обеспечив их экономические интересы, было бы приемлемым и для других государств. Что же касается китайской делегации, то она упорно пыталась подменить деловое обсуждение проблем яростными нападками на Советский Союз и его внешнюю политику.
С чем же пришел Китай на конференцию?
Прежде всего китайская дипломатия попыталась выступить за подрыв и ликвидацию ныне действующих норм международного права, заменить традиционную схему «территориальное море — открытое море» схемой «морской район в пределах действия национальной юрисдикции—международный морской район», где в первое понятие входят не только территориальные воды максимально возможной ширины, но и континентальный шельф. Впервые подобное предложение было внесено в Комитете ООН по мирному использованию дна морей и океанов еще в 1971 году делегацией Мальты. Позаимствовав и слегка обновив его, китайская сторона использовала это общее предложение, для того чтобы попытаться изменить юридический статус континентального шельфа, относя покрывающие его воды не к открытому морю, а к «морскому району в пределах действия национальной юрисдикции».
Одновременно с этим китайская делегация выступила против всех правовых норм, связанных с концепцией открытого моря, таких как «свобода открытого моря», «свобода судоходства», «свобода научных исследований» и т.д. Пекин далее не считал нужным особенно скрывать свое стремление добиться ликвидации свобод открытого моря. Еще в ходе подготовки конференции, на одном из заседаний Комитета ООН по мирному использованию дна морей и океанов, представитель КНР Шэнь Вэйлян выступил с резкими нападками на Женевские конвенции 1958 года именно потому, что они юридически оформляли традиционное существование этих свобод. Делегат Китая пытался представить дело так, будто эти свободы «являются, по существу, «свободами» сверхдержав, подвергающих агрессии, угрозе и грабежу другие страны». «Китайская делегация,— заявил Шэнь Вэйлян,— решительно поддерживает мнение средних и малых стран о том, что на III Конференции по морскому праву необходимо выработать новую всестороннюю конвенцию по международному праву взамен четырех Женевских конвенций».
Позднее, комментируя итоги 2-й сессии III Конференции по морскому праву, проходившей летом 1974 года в Каракасе, «Жэньминь жибао» открыто нападала на указанные правовые нормы, именуя их ни больше ни меньше как «тривиальной идейкой». «Говоря без обиняков,— писала газета,— это «обычные правовые нормы» в интересах империалистов-разбойников, позволяющие сверх державам произвольно посягать на суверенитет чужих стран и угрожать их безопасности».
Забегая несколько вперед, отметим, что попытка китайской дипломатии ликвидировать традиционные понятия и нормы морского права поддержки на конференции не получила. Подавляющее большинство участников конференции высказалось за сохранение таких понятий морского права, как территориальное море, континентальный шельф, открытое море и т. д.
Тем не менее китайская делегация продолжала свои нападки на общепризнанные нормы права. Выступая на 2-й сессии конференции, глава делегации КНР Чай Шу-фань утверждал: «В сущности, так называемая «свобода открытого моря» есть «монополия открытого моря» сверхдержав», а на 5-й сессии китайский представитель обвинил Советский Союз ни много ни мало в том, что он «при всяком удобном случае пугает людей «традиционными свободами» открытых морей». Л агентство Синьхуа в своем комментарии об итогах этой сессии высказалось так: «Упрямо стоя на позиции старого морского права на данной сессии, советский социал-империализм, как и другая сверхдержава, требует «свободы открытого моря», «свободы судоходства», «свободы пролета» и «свободы научных исследований». Это наглые требования».
Предприняв наступление против международно-правовой концепции открытого моря, китайская дипломатия стремилась обеспечить себе свободу маневра в связи с рассматривавшимися выше притязаниями Китая на морских рубежах. В этом же ключе выдержаны и другие его предложения, изложенные в «Рабочем документе о морском районе в пределах действия национальной юрисдикции», который был внесен китайской делегацией 16 июля 1973 г. в комитете ООН, занимавшемся подготовкой III Конференции по морскому праву.
В последнее время, не знаю как Вас, а меня все больше стала интересовать история. Хочется почувствовать древним рыцарем, прикоснуться к реальным историческим местам. Туры в Таллин могут помочь в этом: Вы сможете на самом деле прикоснуться к истории, ведь впервые Таллин упоминается в летописях в 1154 году.