«Народное благоденствие» Сунь Ят-Сена
После создания республики Сунь Ят-сен в своих выступлениях неизменно подчеркивал срочную необходимость разрешения социальных проблем. Победа буржуазной революции вела к развитию нового для Китая капиталистического способа производства. Сунь Ят-сен, видевший воочию пороки капитализма, пытался избежать их у себя на родине и осуществить принцип народного благоденствия, который он толковал как «государственный социализм». Принцип народного благоденствия, говорил он, — это «вытеснение капиталистов с целью предоставления всему народу свободы в области производства». По существу же воплощение в жизнь идей Сунь Ят-сена означало бы укрепление именно капиталистического уклада. «Если мы сумеем развить производительные силы Китая, — писал он, — мы будем богатыми, если не сумеем, останемся бедными. Раньше из-за препятствий, чинимых цинским правительством, мы при всем желании ничего не могли сделать, сейчас, когда у нас учреждена республика, когда провозглашена свобода предпринимательства, мы можем рассчитывать на то, что производство у нас будет быстро расти».
Заботясь о скорейшем развитии производительных сил, Сунь Ят-сен в первую очередь ставил задачу железнодорожного строительства, от которого во многом зависит успешная работа промышленности, торговли и всего народного хозяйства. Он предлагал за 10 лет построить 200 тысяч ли (100 тыс. км) железных дорог. Сунь Ят-сен имел в виду три способа осуществления этого плана: а) Иностранные займы. «В Китае, — повторял он, — все, как чумы, боятся иностранных займов, а между тем иностранные займы вредны только тогда, когда их используют не на нужды производства. Будучи направлены на производственные цели, они полезны», б) Организация смешанных китайских и иностранных компаний. Этот путь он сам, однако, считал на первом этапе нереальным, поскольку в Китае нет капитала на покупку акций смешанных компаний, в) Предоставление концессий иностранным капиталистам на выгодных Китаю условиях. По расчетам Сунь Ят-сена, постройка 100 тыс. км железных дорог в Китае потребовала бы 6 млрд. юаней. За 40 лет китайское государство кроме выплаты ему иностранцами ежегодных взносов за концессии получит 150 млн. юаней прибыли. Впоследствии все железные дороги перейдут в собственность китайского государства и принесут ему огромный доход. Этот последний план Сунь Ят-сен считал наилучшим и весьма выгодным.
Другой важной статьей дохода, обеспечивающей народное благоденствие, Сунь Ят-сен считал сдачу в концессию рудников. «В Китае рудники принадлежат казне, и никто не помешает нам сдавать их в аренду частным лицам и таким образом получать от них доход». Он надеялся, что это принесет государству около миллиарда юаней ежегодно.
Из этих доходов вместе с поступлениями от земельных налогов Сунь Ят-сен предполагал создать государственный фонд развития производительных сил. Он предупреждал: «Нам необходимо принять меры против такого уродливого явления, когда развитие производства порождает капиталистов... Мы, с одной стороны, стремимся к тому, чтобы государство стало богатым и мощным, а с другой — принимаем меры против монополии капиталистов». Как видим, план «государственного социализма», предлагаемый Сунь Ят-сеном, был в действительности планом государственного капитализма. «Из абсолютистского Китай стал республиканским,— писал Сунь Ят-сен. — Государственный строй уже установился. Вопрос теперь в том, как сделать страну богатой и сильной... Наблюдая за развитием великих держав, я видел, что их путь к обогащению проходил через подъем промышленности. Лекарством для излечения болезни бедности, какой страдает наша только что созданная республика, также является развитие промышленности. В настоящее время это самая важная политическая задача».
Несмотря на утопичность самой идеи такого развития капитализма, при котором удалось бы обойти его основные законы, план Сунь Ят-сена исходил из благих намерений, в нем проявилась забота о благе народа. Принадлежавшая Сунь Ят-сену идея объединения всех материальных сил страны для развития государственной крупной индустрии была в условиях крайней отсталости Китая, безусловно, прогрессивной.
Если до Синьхайской революции Сунь Ят-сен рассматривал аграрный вопрос как единственную социальную проблему, ждущую разрешения, то теперь неотложную задачу молодой республики он видел в развитии промышленности и железнодорожного транспорта. Если раньше он считал отсталость Китая преимуществом, способствующим переходу к социализму, то теперь он ставил вопрос о развитии производительных сил, о поднятии производительности труда как единственном пути к укреплению государства и к народному благосостоянию. Все это, несомненно, говорит о прогрессивной эволюции общественно-политических взглядов Сунь Ят-сена.
Естественно, Сунь Ят-сен по-прежнему считал разрешение земельного вопроса, т. с. осуществление принципа «уравнения прав на землю», первостепенной задачей. «Среди принципов, входящих с самого начала в программу нашего союза, имеется принцип уравнения прав на землю, — говорил он. — Если мы сможем провести его в жизнь, то социалистическая революция будет тем самым осуществлена на 70—80%». С этим вопросом связана проблема источников накопления капитала для развития народного хозяйства, проблема роста покупательной способности крестьянства, образования национального рынка и комплекс других социальных проблем. Однако новых по сравнению с предшествующим периодом идей или более конкретных планов разрешения земельного вопроса в послереволюционных выступлениях Сунь Ят-сена, равно как и в государственных документах и законодательных актах республиканского правительства, обнаружить не удается. Феодально-помещичья собственность — маньчжурская и китайская — не только не была затронута, но, наоборот, законодательство гарантировало ее неприкосновенность.
Уважаемые любители боевых искусств, рад Вам представить великолепный сайт о боевых искусствах, где лучшие бойцы показывают все свои возможности и силы. На сайте представлены биографии, рейтинги лучших бойцов, кроме этого представлена различная фото и видео инфлрмация для всех интересующихся М-1.