Что является главным?
Отсюда следовала ориентировка: «Старые кадровые работники должны иметь в виду, что раньше применялись одни методы, а сейчас нужны другие методы, ибо необходимо решать проблемы внутри народа». Как и следовало ожидать, эти новые методы должны были отличаться от советского опыта.
Прикрываясь тезисом о «противоречиях внутри народа», Мао Цзэдун тянул в правопортунистическую сторону, противопоставлял интересы трудящихся народно-демократическому государству и коммунистической партии, рядовых тружеников — кадровым работникам, беспартийных— коммунистам. «В прошлом мы вместе с народом боролись против врагов, мы и народ составляли одну сторону противоречия, а враги — другую. Теперь уже недалек тот день, когда классы будут уничтожены и надо будет заняться строительством, скоро завершится борьба против контрреволюционеров. Таким образом, врагов не станет, а существующий за рубежом империализм ничем себя не проявляет, — заявлял он на совещании секретарей провинциальных и городских парткомов в январе 1957 г. — Поэтому теперь, когда возникают трудные проблемы, народ начинает пристальнее присматриваться к нам. Нужно быть готовыми к тому, что небольшая часть людей будет ежегодно устраивать беспорядки. . . »Мао прибегнул к своеобразной тактике. С одной стороны, он применяет напускную бравалу, демонстрируя собственную уверенность и стараясь таким образом запугать любые оппозиционные силы.
В январе 1957 г. он говорил: «Беспорядки — дело хорошее: ведь когда нарыв вскрывается, то и гнойник рассасывается». Выше уже приводилось высказывание Мао, в котором он «радовался» контрреволюционному мятежу в Венгрии. Тот свой пассаж Мао завершил словами: «Тут нечего рассуждать о том, должны ли они были произойти или нет, — одним словом, они должны были произойти, и все тут; нарыв всегда должен быть вскрыт! » При этом Мао Цзэдун всецело уповал на армию.
Перечислив факты беспорядков в провинциях Хэнань и Гань-су, городе Шицзячжуане, он восклицал: «Пусть даже. . . по всей стране начнется великая смута, которая охватит ряд провинций и даже докатится до Сичананьцзе 1 в Пекине, все равно страна не погибнет, если наша армия окажется крепкой».