Число членов буржуазно-демократических партий
Число членов буржуазно-демократических партий за один 1956 г. подскочило на 80% и к середине 1957 г. увеличилось более чем в два раза по сравнению с 1955 г. Правое крыло национальной буржуазии с конца 1956 г. постепенно активизировало свои действия. Его тактика сводилась к тому, чтобы под покровом лозунга «пусть расцветают сто цветов» развернуть антисоциалистическую пропаганду и с ее помощью подорвать н народе веру в социализм, в рабочий класс и коммунистическую партию, повести за собой демократические партии, большинство интеллигенции, частных предпринимателей и молодежи, спровоцировать волнения, создать хаос и неразбериху в стране, а потом выступить в роли «спасителя родины».
Марксисты-ленинцы в Компартии Китая сознавали опасность «новых установок». Об этом свидетельствуют признания самого Мао Цзэдуна: «50—60% наших товарищей не понимают курса Центрального Комитета: сплочение— критика — сплочение, лечить, чтобы спасти больного. Дело в том, что они боятся беспорядков». Отмечая немалое количество забастовок рабочих и учащихся, демонстраций, особенно во второй половине 1956 г., рост в печати числа «фельетонов, обличительных и сатирических статей, которые насыщены критикой и сарказмом», Мао констатировал: «Часть коммунистов недовольна, считая, что все это — плоды пагубного воздействия установок на «расцвет ста цветов и соперничество ста школ».
По его оценке, в марте 1957 г. девять десятых кадровых работников высшего звена все еще не одобряли эту установку.
Но Мао Цзэдун продолжал гнуть свою линию, настаивая на том, что «не следует бояться ни «расцвета ста цветов и соперничества ста школ», ни «длительного сосуществования и контроля». Больше того, он постарался запугать и опорочить тех, кто был обеспокоен его установками, подчеркивая: «Переполошиться из-за расцвета —значит не верить в народ, не верить, что у народа есть силы разобраться». Весь этот период Мао разъезжает по стране, чтобы, как выразился он сам, «зажечь огонь».
В конце апреля 1957 г. в КПК было объявлено о новом «движении за упорядочение стиля работы», официальная цель которого состояла в том, чтобы «исходя из стремления к сплочению, путем критики и борьбы добиться сплочения на новой основе». В мае того же года руководство КПК открыто призвало некоммунистов критиковать недостатки в деятельности компартии.
Этим воспользовалась национальная буржуазия.