Отрыв социалистического общественного строя от его материальной основы
Отрыв социалистического общественного строя от его материальной основы приводит Мао Цзэдуна к примитивно-упрощенной и сугубо волюнтаристской трактовке проблемы строительства социализма и коммунизма в КНР. Так, еще в январе 1956 г. он объявил, что «Пекин уже вступил в социализм» . В марте 1958 г. Мао ставил вопрос: «А может быть, можно, чтобы сначала одна провинция вступила в коммунизм? ». В ноябре того же года он говорил: «Нужно посмотреть, сумеют ли в уезде Фаньсянь за два года построить коммунизм». Тогда же Мао занимался такими расчетами: «Я думаю, нужно вынудить их завершить переходный период.
Если обстоятельства нажмут, они вынуждены будут скорее завершить переход к коммунизму. . . Если они совершат переход в первой половине года, то мы сделаем это во второй половине» . А весной 1959 г. он излагал свое понимание коммунизма следующим образом: «Если у уважаемого братца Шао сейчас три ручки , то в будущем их станет больше, а при коммунизме — десяток».
Такое примитивное и извращенное представление об обществе будущего, не имеющее никакого отношения к научному коммунизму, Мао Цзэдун положил в основу своей политической практики.
Действительно, если социализм и коммунизм, как предпосылает Мао, представляют собой не результат объективного процесса развития производительных сил, а лишь плод субъективной деятельности людей в области производственных отношений, то отсюда, по Мао, следует ряд прямолинейных выводов. Главным фактором, обеспечивающим успех в строительстве социализма и коммунизма, является в первую очередь количество людей, вовлекаемых в такое строительство. «Что лучше, население многочисленное пли малочисленное? » — спрашивал Мао Цзэдун на заседании Верховного государственного совещания КНР в конце января 1958 г. и сам отвечал: «Сейчас все-таки лучше, если население многочисленное». На 2-й сессии VIII съезда КПК 17 мая 1958 г. он ставит численность населения КНР на первое место как фактор строительства социализма и расценивает ее как преимущество Китая, дающее ему возможность обогнать СССР. «В докладе «О десяти важнейших взаимоотношениях» я уже говорил о том, можно ли нам рассчитывать на более быстрые темпы, чем в Советском Союзе.
У нас 600 миллионов человек», — подчеркивал Мао.
Основным путем строительства социализма и коммунизма является не создание соответствующей материально-технической базы, а в первую очередь непрерывное и предельное взвинчивание активности многомиллионных масс людей в области производственных отношений, в сфере надстройки, что затем должно дать эффект в материальном производстве. Решающая роль, таким образом, отводится не экономике, а политике и идеологии, которые должны обеспечивать повышение активности масс. «Идеология и политика обслуживают экономический базис, — писал Мао Цзэдун в документе «Шестьдесят тезисов о методах работы» в феврале 1958 г., — но вместе с тем они являются командной силой, они являются душой».
Если обеспечить в стране торжество установки «политика — командная сила» и на этой основе добиться высочайшего подъема политической и идеологической активности многомиллионных масс, то можно, не считаясь с реальными условиями и не заботясь о планомерном, пропорциональном развитии, волевым порядком осуществлять скачки в материальном производстве. «Надо добиваться того, чтобы в течение трех лет изменить в основном облик большинства районов страны» — выдвигал Мао Цзэдун задачу в начале 1958 г. в документе «Шестьдесят тезисов о методах работы» и ориентировал на то, чтобы «подготовить большой скачок в производстве» .