«Ловушка» Мао
В это же время появилась легенда о так называемой «ловушке», в которую Мао Цзэдун будто бы преднамеренно заманивал правых: предоставив им возможности для открытого выступления, таким образом выявить их и затем нанести по ним удар.
Если бы это соответствовало действительности, то и тогда руководство КПК заслуживало безусловной и непримиримой критики ибо, как учит В. И. Ленин, «люди, которые под политикой понимают мелкие приемы, сводящиеся иногда чуть ли не к обману, должны встречать в нашей среде самое решительное осуждение».
На деле же все обстояло иначе. Мао Цзэдун в мае 1957 г. каялся: «Мы предполагали и надеялись, что ядовитые травы и ароматные цветы будут вместе появляться, что мерзкая нечисть и сказочные диковины будут вместе расти, ибо в конечном счете хорошее составляет большинство, а плохое — меньшинство». А когда эта оппортунистическая иллюзия, естественно, не оправдалась, Мао бросился в другую крайность.
И в этом случае снова проявилась мелкобуржуазная сущность политики Мао Цзэдуна, отличающейся метаниями из стороны в сторону. От его широковещательных либеральных проповедей не остается и следа, их заменяют недвусмысленные угрозы и репрессии. Мао начинает говорить о «бешеном наступлении правых элементов» и угрожает им «гибелью». Демократические партии были обвинены в «гнусной роли в период движения «пусть соперничают сто школ» и в процессе движения «за упорядочение стиля». Правые получили оценку как «антикоммунистические, антисоциалистические реакционные элементы», которых «следует наказывать».
Теперь противоречие между «народом» и правыми было охарактеризовано как «противоречие между нами и нашими врагами, антагонистическое, непримиримое противоречие, которое разрешается путем борьбы не на жизнь, а на смерть».
Мао Цзэдун начинает прямо высказываться за массовые репрессии: «. . . Цинь Шихуан казнил только 4 сотни конфуцианцев и в результате потерпел неудачу. . . Это является примером «не доведенного до конца подавления контрреволюции». «Требование поменьше казнить еще не значит, что казнить вообще никого не нужно». Мао дает установку: «сначала надо хватать, а потом уже рассуждать» .
В июле 1957 г. Мао Цзэдун подсчитал «. . . в Пекине разоблачено 1500 человек, по всей стране будет разоблачено столько, сколько в десяти Пекннах». В октябре того же года он называл число выявленных правых — 50—60 тыс. человек — и указывал, что в будущем оно «достигнет максимума в 150—200 тысяч». Однако в действительности счет пошел на многие сотни тысяч и достиг, по более поздним сведениям, 2 млн. человек.
В общей массе репрессиям подвергались и те, кого мао-исты подозревали в несогласии с их политикой.