Мао о «глубокой вспашке»
В мае 1958 г. он назвал «глубокую вспашку» «большим открытием», поставил вопрос о том, чтобы «за год, за два, за три, в течение второй пятилетки. . . перекопать землю», и настойчиво ратовал за «загущенный посев». В этом он видел важный способ увеличить сбор зерна в стране. «В настоящее время главной ориентацией в сельском хозяйстве является глубокая вспашка. . . Если мы будем пахать вглубь, то сможем добиться высокой урожайности», — утверждал Мао на совещании в городе Бэйдайхэ е августе 1958 г., делая упор на эту «идею» скорее вследствие собственного невежества, чем по недоразумению.
При подобной вспашке, естественно, разрушается структура плодородных слоев почвы и урожайность не возрастает, а падает.
Следуя за Мао Цзэдуном, VI пленум ЦК КПК подчеркнул в своем решении: «Надо постепенно сокращать посевные площади и число занятых в земледелии рабочих рук. Необходимо добиваться того, чтобы в сравнительно короткий период времени ежегодный средний сбор зерна в стране на душу населения достиг. . . одной-полутора тонн». Если исходить из численности населения КНР в то время в 700 млн. человек, то валовой урожай должен был составить невероятный объем в 700— 1050 млн. г в год. Пленум рекомендовал на высвободившейся земле «производить лесопосадки, строить водоемы; на равнинах, на горах и в водоемах широко сажать декоративные растения, образующие яркую цветовую гамму, чтобы превратить обширные пространства нашей страны в цветущий сад»«Большой скачок» с его ломкой сложившегося уклада жизни, правил и распорядков, ранее выработанных планов и намеченных перспектив захватил не только сферу производства материальных благ, но был перенесен во все другие области деятельности. Так, если верить китайской печати, население КНР было поголовно захвачено «творчеством»: рабочие и крестьяне писали десятки и сотни тысяч «философских статей», миллионы стихов, поэм и других литературных произведений; студенты и учащиеся общеобразовательных школ готовили учебники для вузов и т. д. О характере подобных работ можно судить уже по тому, что их авторами были полуграмотные, а часто и совсем неграмотные люди, слагавшие свои творения в устной форме.
Они верили Мао Цзэ-дуну, который утверждал, что «некоторые университетские профессора — люди более отсталые, чем студенты», и лично рекламировал группу студентов-филологов педагогического института из 26 человек, которая «упорно трудилась четверо суток, прочла 290 томов известных китайских и иностранных сочинений и составила программу курса истории литературы».
Мы привели все эти факты по двум причинам. Во-первых, для того, чтобы дать читателю возможность самому убедиться в реальности той лихорадки, которая охватила руководство КПК, а затем и большую часть партии. Она стала выражением того самого мелкобуржуазного революционализма — грозного, надутого, чванного на словах, пустышки раздробленности, распыленности, безголовости на деле, — о котором писал Ленин.