Весна 1960 года
Весной 1960 г. руководство КПК открыто выдвигает тезис, что в случае мировой термоядерной войны жертвы будут восполнены и на развалинах империализма крайне быстрыми темпами народы построят свое подлинно прекрасное будущее. Китайская пропаганда с возрастающим нажимом повела широкую кампанию, стремясь убедить народы в невозможности победы над капитализмом в мирном экономическом соревновании, без войны. Пекин объявил вооруженные действия единственной формой эффективной борьбы против империализма и колониализма, пустил в ход формулу «империалисты и все реакционеры — бумажные тигры», призвал все народы немедленно «подняться на борьбу, совершить революцию и одержать победу».
Эти авантюристические установки маоистов в корне противоречили ленинской линии международного коммунистического движения, закрепленной в документах Международных совещаний коммунистических и рабочих партий 1957 и I960 гг. Ее суть состояла в том, чтобы победить империализм в мирном экономическом соревновании, не допустить возникновения мировой термоядерной войны, добиваться последовательного проведения в жизнь политики мирного сосуществования. Международное коммунистическое движение в своей деятельности исходило также из ленинского положения о возможности мирного перехода от капитализма к социализму в странах, где для этого возникнут условия.
Мао Цзэдун и его группа хорошо понимали, что их планы обречены на неудачу до тех пор, пока им противостоит генеральная линия международного коммунистического движения и внешняя политика социалистических стран. Но маоисты также себе представляли всю невыгодность и бесперспективность фронтальной лобовой атаки. Поэтому пекинские лидеры избрали обходный маневр — принялись нападать на решения XX съезда КПСС, документы других марксистско-ленинских партий, подняли флаг борьбы против «современного ревизионизма», сократили до минимума сотрудничество с СССР и теми социалистическими государствами, которые не разделяли пекинских взглядов, провозгласили лозунг «опоры на собственные силы», дабы иметь свободными руки для борьбы против стран социализма.
Подхлестываемые гегемонистскими настроениями, маоисты выдвинули и стали стремиться реализовать претензию Мао Цзэдуна на положение верховного вождя международного коммунистического движения, представить КПК в качестве единственного хранителя чистоты марксистско-ленинского учения и центра мирового революционного движения.