Стремления маоистов в промышленности
У маоистов обнаружилось стремление сделать мелкое кустарное и полукустарное производство, местную промышленность чуть ли не основной материально-технической базой общественного строя в Китае.
Такой подход, разумеется, в корне противоречит марксистско-ленинскому положению о том, что единственной материальной основой социализма может быть крупная машинная промышленность, способная реорганизовать и земледелие. Указывая на трудности борьбы против капитализма в ходе социалистического строительства в мелкокрестьянской стране, Ленин отмечал: «. . . есть одно средство — перевести хозяйство страны, в том числе и земледелие, на новую техническую базу, на техническую базу современного крупного производства. Такой базой является только электричество», и сделал свой знаменитый вывод: «Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны».
Ленин подчеркивал: «Только тогда, когда страна будет электрифицирована, когда под промышленность, сельское хозяйство и транспорт будет подведена техническая база современной крупной промышленности, только тогда мы победим окончательно».
И в этом важнейшем вопросе Мао Цзэдун выступил против Ленина, прямо заявив на 2-й сессии VIII съезда КПК в мае 1958 г. : «Мы не выдвигаем ленинский лозунг «Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны». Мы не выдвигаем лозунг электрификации. У нас электрификация может быть осуществлена очень быстро.
Почему мы не выдвигаем этот лозунг? Ленинский лозунг хорош, но наш еще лучше» .
Были отвергнуты даже навыки земледелия, которые тысячелетиями складывались в Китае. Мао Цзэдун изобрел так называемые «восемь агротехнических мероприятий», среди которых особенно выделялись «глубокая вспашка» и «загущенный посев». Первое из них предусматривало перекопку всех пахотных земель на глубину до 1 и даже 1, 5 метра, а второе — высадку на единицу площади максимально большего количества рисовой рассады или других растений.
Именно эти два метода наиболее рьяно пропагандировал Мао.