История ушу
Эпоха пяти династий и десяти царств
Распад империи
Почти три десятилетия над Китаем бушевала гроза крестьянских восстаний и народной войны. В итоге, в 907 году рухнула полностью изжившая себя, приведшая страну на край пропасти танская династия. На просторах некогда могучей империи возникли мелкие государства и княжества, а их властители, беспрестанно соперничая друг с другом, претендовали на трон сына Неба. Период между 906-960 гг. китайские летописцы-историографы, соблюдая дина-иийную традицию, назвали «Эпохой пяти династий и десяти царств». В междоусобной полувековой борьбе был сравнен с землей один из красивейших юродов Чаньань, разрушена значительная часть Лояна с его великолепными дворцами, пагодами, памятниками архитектуры и искусства. Подверглись разделению и многие другие, некогда цветущие города. Запустение деревень, упадок ремесел, износ и обветшание ирригационной системы. Население резко сократилось, многие уходили на юг. Опустели и пограничные военные поселения. Все воинские формирования были обескровлены и втянуты во внутренние конфликты и передел власти.
Тяжелым внутренним положением Поднебесной не замедлили воспользоваться внешние враги. В 916-937 гг. на севере набирает силу государство ки-даней - империя Ляо. Китайские феодалы, борясь за власть, искали союза и помощи киданьских вождей, платили дань шелком и серебром и уступали северные территории. Таким образом, под властью Ляо оказалось примерно 16 аемельных округов современных провинций Шаньси и Хэбэй.
Эпоха династии Тан
Военное строительство и внешняя политика танского двора
Этим умело воспользовался знатный феодал Ли Юань, объявивший себя мператором Гао-цзу (618-627) основавший династию Тан, правившую Китаем почти три столетия (618-907). В рамках продолжающейся централизации власти при помощи развитого и организованного государственного аппарата, танской империи удалось создать значительную и хорошо подготовленную, по тем временам, армию, состоящую из свободных земледельцев - «доброго люда», выделяемых сельскими общинами, призывавшихся на службу и проходивших серьезное военное обучение.
Войско состояло из соединений, которые были размещены на границе и в провинциях. Императорский дворец и столицу Лоян охраняли отборные части. Столица и такие города, как Чаньань, Тайюань, Кайфын славились сказочной роскошью дворцов, храмов и пагод, парками, прудами и цветниками при домах знати. Военное ведомство занималось военным строительством, чинами, охраной границ, поселениями на окраинах империи, где воины несли службу занимались земледелием. Постоянной «головной болью» для правителей Поднебесной продолжала аваться слабая защищенность границ и периодически повторяющиеся набеги кочевников. Средством достижения внешнеполитических целей являлись боевые действия и сложная дипломатия. Наиболее характерными приемами дипломатии были: разжигание внутриплеменной розни, натравливание одних племен на другие, задабривание подарками правящей племенной верхушки, присваивание им титулов, династийные браки и привлечение в союзники в войнах против третьих. Широко использовались также приглашения в качестве почетных учеников ко двору императора, где им в процессе обучения прививались «нужные» понятия.
Во внешней политике Срединной империи большое внимание уделялось контролю за Великим шелковым путем. Основными соперниками здесь были тюркские государства. Танская империя в VII веке в этом направлении одержана ряд побед. В результате современный Западный Китай вошел в состав империи. Китайские военные гарнизоны были размещены в населенных пунктах по Великому шелковому пути, вплоть до Урумчи.
В период правления танского императора Тай-цзун (627-650) попытки завоевания Кореи продолжались. Император лично принимал участие в походах. В 645 году китайские войска подошли к Пхеньяну, но, потерпев поражение, вновь отступили. В 660 году 130-тысячная китайская армия высадилась с кораблей на юге Корейского полуострова и нанесла поражение войскам государства Пэкче. Его окончательный разгром произошел в 663 году, когда в союзе с государством Силла был разбит японский флот, спешивший на помощь Пэкче. Одновременно китайские войска двинулись по суше с севера. Однако Пхеньян удалось захватить только в 668 году. Силла признала себя вассалом Поднебесной. Территория Когуре и Пэкче били разделены на 9 военных губернаторств и присоединены к метрополии. Пхеньян стал центром провинции Аньдун (Умиротворенный Восток). Но вскоре корейский народ поднялся на борьбу за изгнание завоевателей, что привело к объединению Кореи во главе с государством Силла. В результате вся территория Корейского полуострова к югу от реки Тэдон-ган вошла в состав государства Силла. Танским войскам пришлось отойти, перенеся административный центр оставшихся под их властью завоеванных колоний в Ляопин.
Эпоха империи Суй
В начале VII века Срединная империя установила официальные отношения с Японией и в 607 году из Страны восходящего солнца прибыла посольская делегация. Китайский флот неоднократно совершал экспедиции на острова Тайвань и Рюкю. В последующие годы с ними поддерживались отношения на уровне посольств и миссий.
Прибытие в Китай Бодхидхармы
Узнав от двух своих учеников послушников-китайцев о трудностях, которые Переживает «истинная вера» в сопредельной стране, подвергаясь искажениям, ммуфеннее понимание сути идеи подменяется пустой суетой и бессмысленными ритуалами (буддизм в этот период в Поднебесной был очень формали-ЮВан). Бодхидхарма решает нести свет доктрины Махаяны, учения Будды в собственной, истинноправильной, святой интерпретации.
После прибытия в Китай, в процессе аудиенции и приватной беседы в сто-Щце - городе Цзянлинь (современный Нанкин), с императором У-ди (502-549) династии Южный Лян (502-557), знаменитым покровителем будни |ма, в результате которой выяснилось (явствует из сохранившихся, зафик-I припайных в буддийских текстах, описания их беседы), что планам скорого глобального устройства религиозной жизни Поднебесной в святую истинную веру не суждено быстро воплотиться в реальность.
Непонятый столпами церкви и власть придержащими он отправился проповедовать новое учение на север, в Шаолинь-сы, расположенный примерно й 80 рын-ли (около 40 км) южнее древнего города Лоян - столицы княжества Северная Вэй. Придя в святую обитель, Дамо опустился на колени перед стеной в скале каменного грота, близ монастыря, скрестил ноги в позе «лотоса» и погрузился в медитацию. Воспитанный на примерах ревностного подвижничества Бодхидхарма полагал, что постигнуть несравненное учение Будды можно лишь после длительных и суровых испытаний для тела и духа. По этой причине Бодхидхарму часто называют «Брахманом би-гуань», т.е. брахманом, созерцающим стену («би» в - значении стена или пропасть, «гуань» - воспринимать, созерцать) (371,122). Он просидел неподвижно в сидячей медитации (цзо-чань - по-кит., дза-дзэн - по-яп.), согласно одной из легенд, в течение 9 лет и, достигнув «просветления» (самадхи - инд., у - кит., сатори - яп.), написал и перевел на китайский язык ряд трактатов и сутр: «О светильнике и свете» (Дэн дянь цзи), «Умиротворение души», «Размышления о четырех деяниях» и другие, положивших начало учению, которому было суждено большое будущее. Уверовавшись в святости, чистоте помыслов первоучителя в процессе 9-илетней аскезы и проникнувшись неподдельным уважением к силе духа Да-мо, принимая сердцем идеи, которые он проповедовал, монахи, согласно ша-олиньскому преданию, в знак постижения им высших истин, возложили на него права настоятеля монастыря.
Период Троецарствия
Раздел империи и продолжение процесса совершенствования военной подготовки
После подавления крестьянской войны, в результате которой Ханьская династия была свергнута, внутренние войны завершились разделом бывшей империи между тремя полководцами. На севере страны в столичных районах властителем стал Вэнь-ди (220-227), один из руководителей подавления восстания «Желтых повязок». Он создал царство Вэй (220-265) и вел успешные войны с кочевниками. На юго-востоке сложилось государство У (221-280) во главе с правителем Да-ди и столицей в районе современного Нанкина, а на западе -царство Шу (221-263) - трон занял Чжао-ле-ди. Начался период Троецарствия.
Бурные события военной истории Китая, обилие канонов военной науки, регулярные состязания по борьбе и бою с оружием и без него явились мощным катализатором, позволившим к концу П-началу III вв. создать разнообразные методы индивидуальной подготовки воинов. Бин-фа, цзюньши, сюньлянь и др. (воинские ремесла) соединились в боевое искусство (уи) и означали разностороннюю подготовку воинов, технику работы с оружием и приемы рукопашного боя.
Это потребовало нового подхода, совершенствования и некоторой дифференциации процесса обучения, подготовки «инструкторов» по боевым искусствам, создания специальных «школ» и «курсов» для воинов различных уровней: от простого пехотинца до командиров-полководцев, с учетом профилей военного амплуа (лучники, копейщики и т.д.) и сословных различий. Обучение в основном базировалось на комплексах формальных упражнений - тао, сохранивших многие компоненты боевого танца «у», абстрагирующихся от кодифицированных наборов приемов боя, имитирующих структуру боевых действий как в варианте с партнером-противником, так и в персональном исполнении.
Таким образом, к этому времени в Поднебесной сложился комплекс военной подготовки, включавший практические занятия-тренировки по ведению индивидуального боя и в условиях широкомасштабного сражения опирающийся на хорошо разработанную теорию военной науки, нравственно-этические постулаты конфуцианства, а также на религиозно-философскую теорию даосизма о подобии земных изменений небесными трансформациями Пути-дао.