«ЛАБИРИНТ СМЕРТИ» МОНАСТЫРЯ ШАОЛИНЬ
Легендарный монастырь Шаолинь - совершенно уникальное явление в мировой истории. Нигде на свете нет и никогда не было ничего подобного. Около трехсот современных школ китайского рукопашного боя (ушу) выводят свое происхождение от шаолиньского кулачного боя (шаолинь-сы цюань-фа). Эта система оказала огромное влияние на единоборства сопредельных стран - Кореи, Окинавы, Японии, Вьетнама, Лаоса, Малайзии. Монастырь Шаолинь существует и сегодня, он находится в 80 километрах от Чжэнчжоу - административного центра провинции Хэнань, почти в центре современного Китая.
Как бы там ни было, в годы правления династии Мин (1368- 1644) этот монастырь пользовался славой уникального учреждения, где под руководством мудрых наставников человек мог достигать высот нравственного и физического совершенства. Отрешившись от мирских забот и страстей, монахи проводили свои дни в медитациях, философских беседах, занятиях ушу, а также в упорном труде на монастырских огородах. Практика ушу включала в свою программу бой и голыми руками, и с оружием в руках. Однако к тренировкам с оружием допускали лишь тех членов монашеской общины, которые прошли «начальный» пятилетний курс кулачного боя.
Всевозможные тренировочные снаряды и устройства использовались в Шаолине в таких масштабах, каких не было больше нигде. Так, для тренировки прыгучести к ногам, животу, спине привязывали камни или мешочки с песком. Ученики отрабатывали бесконечные прыжки с этими отягощениями - до сих пор на гранитных плитах, которыми вымощен монастырский двор, сохранились вмятины от ног тысяч практикантов. Зато потом, когда грузы отвязывали, ученик мог легко взмывать в воздух и сверху обрушиваться на врага. Использовались также прыжки из ямы вверх на ее край. Постепенно яму углубляли, благодаря чему тренировочный эффект возрастал.
Стволы деревьев с торчащими толстыми ветвями закрепляли в земле или подвешивали в вертикальном положении. В первом случае отрабатывался прорыв к телу противника через защиту - то есть прорыв к стволу через ветви, а во втором - ствол свободно вращался во все стороны, раскручиваясь, он наносил удары ученику сразу в нескольких уровнях.
Силу удара развивали на мешках с рисом или песком, на деревянных и бамбуковых столбах. Для укрепления костей следовало последовательно бить (кулаком, ребром ладони и т.п.) вначале по песку, затем по гравию, потом по доскам, по скрученной лошадиной шкуре, каменной плите, металлической пластине, и наконец, по раскаленной металлической плите. Такой способ закалки назывался «железный кулак». Закалке подвергались не только те части тела, которые могли служить естественным оружием, но и мышцы, выполнявшие защитные функции. Например, мышцы живота разрабатывали до такой степени, что они могли не только выдержать удар кулака любой силы, но и «втянуть» бьющую руку, зажав ее, словно в тисках.Специальную методику и особые приспособления употребляли для отработки техники и пластики движений. Например, в середине круга либо квадрата, образованного тренировочными малоустойчивыми чурбачками для ходьбы, ставили столбе поперечными планками на разных уровнях снизу доверху. На планки помещали чашки с водой. Задача ученика заключалась в том, чтобы в безостановочном движении по сложной траектории снимать одну за другой эти чашки, менять их местами, переставляя сверху вниз, справа налево, по вертикали, по горизонтали, по синусоиде. При этом требовалось не проливать воду из чашек! Результатом подобных многолетних тренировок становилась безупречная координация движений.
В Шаолине теория и практика ушу образовали неразрывное единство. Все свойства человеческого организма были там проанализированы под углом самозащиты, многократно проверены практикой и объединены в стройную систему.
Качество боевой и физической подготовки монахов в шаолиньском монастыре проверялось системой промежуточных тестов и «выпускных экзаменов». По окончании полного курса обучения, длившегося примерно 15 лет, претендент на звание шифу (мастера) должен был предстать перед настоятелем монастыря и наиболее авторитетными наставниками. Для начала ему предлагали ответить на несколько вопросов по теории кулачного боя в тесной связи с учением Чань. Если собеседование проходило успешно, испытуемого допускали непосредственно к экзаменам. Для начала в «комнате могущества» подвергали испытанию его физические возможности. Надо было поднять над головой тяжелую каменную гирю, натянуть огромный лук и протащить через весь зал две корзины с камнями. Затем следовала проверка «скоростно-силовых качеств» и умения концентрировать внутреннюю энергию. Экзаменуемый должен был прямым ударом кулака разбить три кирпича, ребром ладони или основанием кулака - от семи до десяти кирпичей (сложенных, разумеется, стопкой) и примерно такое же количество - ребром стопы.
Если Вы с друзьями собрались идти в поход, то Вам стоит со всей тщательностью подойти к выбору палатки. Существует много ньансов при выборе: необходимо учитывать ее вес, водонепроницаемость, а также на вместительность палатки. При правильном выборе отдых Вам принесет только удовольствиею