Эпоха династии Мин
Внешняя и внутренняя политика империи и влияние могущественного монашеского ордена
Заслуги святых отцов не были забыты новым императором, и усэны-на-ставники пожалованы высокими должностями при дворе, а монастырю земельные угодья и золото. Это позволило высшим иерархам Шаолиня с начала правления династии Мин поддерживать тесные контакты с императорским двором и заметно влиять на него.
Вначале правления основные усилия первого минского императора были сосредоточены на отвоевании у монгольских ханов всех ранее принадлежавших Поднебесной территорий, на что потребовалось еще около двух десятков лет и два больших освободительных похода. Так были возвращены северо-западные провинции Китая и присоединен Ляодун. Укрепляя внешние рубежи, была создана новая оборонительная система, в основу которой положена испытанная структура военизированных поселений и военных гарнизонов, проведена реконструкция Великой стены.
С возрождением могущества империи, с 1369 года начали морским путем восстанавливаться старые и налаживаться новые дипломатические связи на уровне миссий, посольств и торговли с отдаленными странами тихоокеанского региона: Кампучией, Явой, Японией, Суматрой, Малайзией, Индонезией, Кореей, другими государствами Юго-Восточной Азии и Индокитайского полуострова. Одновременно империя вынуждена была защищать свои морские рубежи и торговые пути от агрессивных действий и разбоя флотилий, снаряжаемых князьями-феодалами Южной Японии. Так в 1374 году китайская эскадра в морском сражении у островов Рюкю потопила, захватила и уничтожила корабли «японских пиратов», надолго обезопасив свое побережье и морские коммуникации.
После смерти Чжу Юаньчжана в 1399 году в междоусобной борьбе за власть иерархи Шаолиня, используя свое влияние и военную силу, поддержапривели на престол, оттеснив законного наследника, другого сына Юань-- Чжу Ди (тронное имя Чэн-цзу). На церемонию восшествия на трон Чии-цзу (1402-1424) были приглашены патриархи Шаолиня, и монастырю вновь были пожалованы золото и земельные угодья; авторитет святой обители при дворе еще более усилился. С периодом правления Чжу Ди связан экономический и культурный подъем страны, расширение и рост внешнеполитических связей. Государственное устройство минской империи во многом копировало классические китайские деспотии с их громоздким, многоступенчатым шленческим аппаратом. Религиозную жизнь по-прежнему определяли пуддизм и даосизм, а также набирала влияние мусульманская религия. Господствующей идеологией, формирующей государственные законы, являлось реформированное конфуцианство. Мораль, нравственность, обряды были Рбязательны для всех, образование и воспитание неукоснительно следовали конфуцианским нормам.
Император Чэн-цзу, деятельный политик и умелый реформатор, наводя порядок в стране, провел чистку чиновничье-бюрократического аппарата, упорядочил и либерализовал налоги в сельском хозяйстве и земледелии, финансировал ряд крупных экспедиций китайского флота, в 1421 году перевел столицу из Нанкина в Пекин и осуществил много других важных преобразований.
С целью усиления централизации власти Чэн-цзу санкционировал создание органов надзора и слежки, своего рода тайной полиции, которую возглавил ревностный поборник трона, один из иерархов Шаолинь-сы - Чжан Хэ (1376-1426). Созданная им агентурная сеть была достаточно разветвленной, охватывала все провинции и пронизывала все слои общества, в первую очередь управленческие структуры и господствующий класс, но особенно широко в своей деятельности Чжан Хэ опирался на поддержку и помощь монахов чаньских пастырей, разбросанных по всей стране и за ее пределами. Это позволяло, в самом начале, быстро и радикально пресекать сколько-нибудь имевшие место сепаратистские настроения. Авторитет большого мастера у-шу, познания в военном деле позволяли, благодаря энергии и уму Чжан Хэ влиять на политику двора, снискали ему уважение правителей, доверие военачальников и признание простолюдинов. Направляя своих людей под видом монахов-миссионеров во все многочисленные осуществляемые Поднебесной в тот период времени экспедиции, миссии и посольства, Чжан Хэ способствовал проникновению китайского у-шу во многие страны Юго-Восточной Азии. Так в начале XV века посланцы Чжан Хэ, миссионеры Чань-буддизма обосновались на Окинаве, принеся, с собой традиции шаолиньского цюань-шу - прообраз будущего каратэ.
В период правления первых минских императоров иерархи Шаолиня имели огромное влияние на сыновей Неба и во многом определяли внешнюю и внутреннюю политику Китая. Сам монастырь процветал и благоденствовал. Новый император Жэнь-цзу (1425-1426), посчитавший влияние могущественного ордена при дворе излишним и обременительным, повелел казнить Чжан Хэ и его людей. Месть всесильной горной обители была мгновенной, и строптивый властитель покончил жизнь «самоубийством». Однако новые правители Поднебесной старались не приближать к трону «смиренных» святых отцов и избегали их помощи и влияния. А чань-буддийское духовенство, являющееся носителем интровертного по своей сути религиозного учения, надолго отошло от мирских дел, погрузившись в изучение глубин вечных истин, служению Высшему духовному Учителю, самосовершенствованию, кропотливому, скрупулезному осмыслению, переосмыслению и развитию непреходящего наследия, начало которому положил суровый Бодхидхарма.
Новый этап развития шаолиньского цюань-шу
В прошедшие эпохи Сун и Юань - эпохи, особо отмеченные обилием всенародных грандиозных восстаний и кровавых жестоких битв с кочевниками-завоевателями, искусства цюань-шу и у-шу, сливаясь, объединяясь и дополняя друг друга, существовали и развивались в тайных религиозных организациях, лагерях повстанческих отрядов, народно-освободительных армий и регулярных воинских частях. Императоры и сановники, полководцы и воины, земледельцы и ремесленники, купцы и монахи, мужчины и женщины - все в той или иной мере осваивали искусство у-шу, рассматривая его не только как обязательное жизненно важное умение, но и как средство самовыражения национальной гордости, национального достояния. Поэтому к XVI веку в Поднебесной было немало мастеров воинских искусств, способных на равных конкурировать с воспитанниками Шаолиня.
Новый этап становления цюань-шу и возвышения славы горной твердыни связан с именем Цзяо Юаня, внесшего весомый вклад в продолжение развития искусства борьбы, исследования, изучения с передовых, по тому времени, позиций всего нового, совершенного, что накопил опыт военных действий предшествующих эпох, обобщение, разработку, дополнение и включение его в сокровищницу воинских искусств. Цзяо Юань - сын богатых родителей, получивший классическое конфуцианское образование, в том числе, и в сфере у-шу, в чем проявил недюжинные способности, увлекшись вопросами теолои теософии, гармонии тела и духа, удалился в хэнаньскую святую обитель продолжения образования. По прошествии многих лет титанического тру-дв преподобный отец Цзяо, обладая аналитическим складом ума, познав доктрины философии, каноны естественных наук и в совершенстве освоив богатый арсенал боевых приемов Шаолинь-сы, создал новые комбинации из известных ранее приемов, добавив к этому личные изыскания, основанные на знании анатомии и механики работы суставных соединений, способы захватов и заломов рук, воздействия на болевые точки, и обобщил все это в комплекс, состоящий из сакрального числа семидесяти двух приемов.
Разработанные Цзяо Юанем способы захватов рук и проведения болевых приемов составили особый раздел борьбы, получили широкое распространение и под разными названиями вошли в арсенал многих школ боевых искусств: •цзо-ку-шу» (искусство болевых замков), «фэн-цзинь-шу (искусство разрыва мышц и сухожилий) и т.д. В настоящее время целый ряд этих приемов усовершенствованы, дополнены и включены в соответствующие разделы базовой техники дзю-дзюцу, дзю-до, айки-до, самбо и других школ. И хотя работы святого отца Цзяо значительно обогатили технические возможности школы Шаолиня, Цзяо Юань прекрасно понимал, что Китай буквально наводнен мастерами у-шу самых разных стилей, направлений и уровней подготовки, у которых есть чему поучиться; живущих в миру, в монастырях, в горных скитах или лесной шуши, многие секреты которых в силу господствующих традиций эзотеризма Известны лишь узкому кругу лиц, а то и просто остаются безвестны.
Понимая, что такое положение необходимо менять во имя искусства, служению которому он посвятил всю свою жизнь, Цзяо Юань отправился странствовать по стране в надежде встретить специалистов у-шу, разделяющих его убеждения. В процессе долгого путешествия ему удалось найти и увлечь идеей создания непревзойденной, универсальной, высокоэффективной и совершенной системы двух больших знатоков воинских искусств Ли Чана и Бай Юйфэна. Так впервые в истории у-шу три больших мастера, объединив свои познания, приступили в стенах хэнаньской святой обители к созданию уникальной системы самообороны. Решено было подвергнуть серьезной модификации классическую технику Шаолиня и в первую очередь обновить и усовершенствовать традиционные «звериные» стили, получившие наибольшее признание и распространение практически во всех монастырских и светских школах. Для этой цели из многих других были отобраны они, наиболее эффективных, хорошо зарекомендовавших себя в условиях поединка: Дракона, Тигра, Леопарда, Змеи и Журавля. Все они по замыслу автров должны были существовать в рамках единого комплекса, состоящего из 170 приемов шаолиньского цюань-шу.
Эти 170 приемов, обобщенные в пяти перечисленных стилях, являли собой все самое лучшее, высокоэффективное - квинтэссенцию кулачной техники на тот период времени, и были обязательны для изучения всеми монахами Шаолиня. Соответствующий подбор приемов, специфика связок, их последовательность, чередование, ритмо-темповая канва, нюансы технического исполнения складывались в стилевые особенности, соотнесенные с психосоматическими характеристиками адепта, что позволяло в совокупности использовать сильные стороны психофизических возможностей индивида, определяющих победу во встрече с противником. Приверженцу боевых искусств рекомендовалось освоить все пять стилей и лишь затем специализироваться в каком-то одном; наиболее отвечающим его темпераменту. Это позволяло научиться быстро адаптироваться к любому сопернику независимо от его данных, обилию всевозможных ситуаций, и мгновенно вычленять и использовать в громадном арсенале технических приемов оптимально соответствующие индивидуальным особенностям и конкретным условиям поединка.
Совершенствуя «звериные» стили, мастера у-шу положили в основу характерные моменты поведения исследуемой особи в природе с позиций, очень близких современной бионике. Адаптационные свойства животных, как совершенных форм и творений природы, отшлифованные тысячелетиями, их умение защищаться и нападать, добывать себе пищу, уходить от погони и т.д., будучи правильно отслежены, истолкованы и применены в бою должны были, по мнению авторов, значительно увеличить шансы послушников монастыря на биологическое совершенствование, путем передачи ему части всеобщего соершенства Макрокосма, Вселенского Дао.
Каждый из стилей «пяти зверей» монастыря Шаолинь обладает своими неповторимыми внешними характеристиками и внутренней сущностью. В китайской мифологии дракон считается божественным, царственным животным, олицетворяющим совершенство, гармонию и процветание. И, видимо, поэтому в данном стиле наиболее сбалансированно и рационально используется весь комплекс приемов и соотношение функциональных возможностей: различных вариантов защиты и нападения, силы и скорости, перемещения и уклонов, гибкости и ловкости, обманных движений и финтов, совершенной работы вестибулярного аппарата, от-нионности технических приемов, проводящихся на всех уровнях, и высокой координации движений. Характерными для этого стиля являются величественные, плавные, волнообразные подготовительные движения и готовность в любое мгновение максимально эффективно мобилизовать все силы в молниеносной атаке.
Стиль «тигра» воплощает силу, мощь и свирепость, средние и низкие устойчивые стойки, переходы, перемещения, напоминающие повадки хищника, выслеживающего добычу. Применяются мощные, резкие удары руками и ногами, подобные ударам тигровых лап, жесткие останавливающие блоки. Пальцы при этом или плотно сжаты в кулак, либо слегка согнуты, растопырены и нипряжены как «тигровые когти». Адепт, специализирующийся в стиле «тигра», должен обладать незаурядными данными и в первую очередь большой физической силой, «закалкой» всего организма, особенно ударных поверхностей. Этот стиль наиболее жесткий из всех пяти: мощные, яростные, резкие движения вызывают в сознании образ свирепого хищника и во многом повторяют все основные черты старой шаолиньской школы цюань-шу.
Стиль «леопарда» символизирует скорость, «упругую» мускульную силу и мгновенную реакцию, технические действия в решающих фазах неизменно быстры и молниеносны. Передвижения, как правило, осуществляются в высоких стойках, часто скачками или прыжком, что позволяет проводить атаки на верхнем уровне, сверху обрушиваясь на противника, но при этом также применяются подкаты, подсечки, удары ногами. Атаки руками нередко проводятся «лапой леопарда» - выставленными вперед согнутыми фалангами пальцев, когда пальцы рук сжимаются во втором суставе, а не в третьем, как обычно.
В стиле «змеи» главным отличительным качеством является гибкость, передвижения плавные, мягкие, преимущественно в низких стойках, траектории диижений волнообразные, закругленные, перетекающие одно в другое, атаки молниеносные, отточенные, неотразимые. Мягкие отводящие блоки рассчитаны на то, чтобы изменить направление удара и, поставив «провалившегося» противника в невыгодное положение, нанести ответный разящий удар «змеиного жала». Удары всегда резки, неожиданны и направлены в уязвимые точки.
В стиле «журавля» определяющими качествами являются равновесие, растяжка и резкость. Много ударов наносится ногами, в том числе, повторных без смены опорной ноги. Бой ведется в манере «раскачки», часто применяются отклонения и уходы в сторону. Удары руками быстрые, резкие, одиночные и сериями, ударной поверхностью часто является «орлиный клюв» - положение кисти со сложенными вместе пальцами.
В разработанной системе шаолиньского цюань-шу адаптивность усэнов к нестандартным условиям поединка, к нестандартной технике противника, к любой манере ведения боя закладывалась самой методикой обучения в широком эмоционально-психологическом диапазоне, что предполагало умение вести бой в различных стилях. Каждый стиль имел свои особенности динамики, ритмики и энергетики, свою образно-эмоциональную «ауру». Так многолетняя плодотворная «научно-исследовательская» работа трех знаменитых «шифу» (мастер-наставник) завершилась созданием уникального, всеобъемлющего и универсального комплекса самообороны Шаолинь-сы, на долгие годы ставшего альфой и омегой боевого искусства и эталонным ориентиром на пути его безграничного совершенствования. Но Цзяо Юань не ограничился этим, прекрасно понимая высокую моральную ответственность создателей перед грядущими поколениями за плоды своего труда и того, в чьи руки оно попадет, он разработал и дополнил комплекс «пяти зверей» десятью нравственно-этическими заповедями, своеобразным кодексом чести монаха-адепта, избравшего воинское искусство делом всей жизни. Большинство этих заповедей, берущих истоки в лучших традициях нравственности конфуцианской морали, настолько высокогуманны, общечеловечны и непреходящи по своей сути, что не утратили своего значения и в наши дни, и в настоящее время являются основой хартий и моральных кодексов многих школ боевых искусств Востока и Запада.