Тайцзицюань или «Кулак Великого Предела» - уникальный стиль ушу.
Интересным и многозначительным есть и название стиля. Когда живущий во времена суньской эпохи философ Чжоу Дунья нарисовал в форме круга схему Великого предела, там было начертано: «Беспредельность есть Великим пределом, и Великий предел есть основой беспредельности». Исходя из этого, название Тайцзицюань предусматривает, чтобы все движения в Тайцзицюань были округлой формы, а один круг на схеме Великого предела как раз соответствует одному циклу комплекса таолу.
Упражнения Тайцзицюань предусматривают стремление к покою в движении, а к движению в покое; использование разума и не применение силы; разграничение пустого и полного. Движения Тайцзицюань, будто один замкнутый круг, где зарождаясь, накапливается сила, переплетаются все формы, везде господствует непрерывность, где нельзя отыскать ни начала, ни конца. Поистине: Великий предел является основой беспредельности.
Существующие две версии древней истории возникновения стиля Тайцзицюань кардинально различаются между собой. По одной из версий, описанной известным летописцем Тан Хауденом и признанной сегодня официальной, полагается, что основателем боевого искусства «Кулак Великого Предела» является Чэнь Вантин. Этот стиль развивался и совершенствовался исключительно внутри семьи Чэнь. Согласно существующим летописям и легендам совершенно ясно прослеживается путь стиля Тайцзицюань с момента его возникновения и до нашего
Согласно другой версии, создание стиля Тайцзицюань принадлежит некоему мастеру Хань Гунъюэ, проживавшему и преподававшему это боевое искусство во времена Южных и Северных династий. От Хань Гунъюэ искусство «Кулака Великого Предела» перешло к Чэн Линси и затем передавалось каждому поколению рода Чэн. По воле одного из наследников рода, Чэна Би, название «тайцзицюань» было изменено на «сяо цзютянь фа», что означает «малый метод девяти небес».
Живший в те времена поэт Сюй Сюаньпин, преобразил комплекс, созданный Чэн Линси, и в своих трактатах уже называл свое творение как «чанцюань» или «кулачное искусство длинных движений». Примерно в то же время некий Ли Даоцзы, преподающий кулачное искусство, называл его как «чанцюань» или «сяньтяньцюань», что означает «прежненебесный кулак».
Примечательно то, что обе версии проводя слушателей через многие поколения, выводят его к одному и тому же – к Ян Лучаню. Именно с долгожителем Ян Лучанем связывают разделение боевого стиля Тайцзицюань на две ветви – собственно, боевое искусство «Кулак Великого Предела» и комплекс широкодоступной и популярной оздоровительной гимнастики. Его история начинается с детских времен, когда Ян Лучань, выходец из бедной семьи батрачил у Чень Цзягоу, где и освоил стиль Чень.Ян Лучань принёс боевое искусство в императорский дворец, где попробовал даже преподавать «Кулак Великого Предела». Но придворные остались равнодушными к боевому аспекту Тайцзицюань. Поэтому Ян Лучань сделал для них акцент при преподавании исключительно на ценности физических оздоровительных упражнений, а боевую версию стиля преподавал бойцам императорской гвардии.
Очевидно, что в угоду придворным ученикам Ян Лучаню в дальнейшем прошлось видоизменить стиль. Он добавить в Тайцзицюань мягкость, а позже упростил и выброс силы и прыжки, а также удалил остальные трудные элементы. Намного больше упростил стиль его сын Ян Цзяньхоу.
В дальнейшем Ян Цзяньхоу обучил видоизмененному стилю Тайцзицюань своего сына Ян Ченфа, который в свою очередь внес некоторые изменения, и создал стандарт стиля 85 движений.
Легкость и простота стиля 85 движений сделали его более доступным широким массам.
Среди особенностей стиля выделяются покорные и непринужденные движения, ровные и мягкие. Мягкость и твердость притаились внутри. Расслабление приводит к мягкости, а накопленная мягкость претворяется в твердость, через выброс энергии ци проявляются естественность и непрерывность.
В зависимости от пола и возраста, мотивации и физической силы ученика позиции могут быть высокими или средними и низкими. Этими особенностями и определяется в первую очередь применение этого стиль как при профилактике заболеваний и лечении болезней, так и с целью улучшения здоровья и увеличения силы.
Прошлый век подверг Тайцзицюань сильным видоизменениям, движения стремились к большему расслаблению и мягкости, становились даже грациозными. Из бывшего «Кулака Великого Предела» исчезли взрывчатые силовые движения и топанье ногами. Внимание преимущественно уделялось терапевтической ценности стиля. В результате, измененный Тайцзицюань стал очень популярен среди женщин и мужчин, молодежи и детей.
В наши дни наибольшей популярностью в Китае пользуется направление Тайцзицюань семьи Ян, которое систематизировал внук Ян Лючана — Ян Ченфу. Школа этого стиля семьи Ян имеет еще одно название – «Да цзя», что означает «Большая система». Характеризуется она вытянутыми и естественными позициями, медленными и спокойными телодвижениями, легкими непрерывными плавными линиями.
В шестидесятых годах на базе школы семьи Ян были созданы несколько упрощенные комплексы стиля Тайцзицюань. Направление одного из комплексов состоит из 24 форм, комплектующихся от легких форм к трудным. Именно комплекс «24 формы» в настоящее время пользуется наибольшей популярностью среди всех упражнений Тайцзицюань, которые практикуются как в Китае, так и за его пределами.
Таким образом, на сегодняшний день, до сих пор существуют люди, которые практикуют Тайцзицюань исключительно как боевое искусство, хотя большинством этот стиль воспринимается только как лечебно-оздоровительная гимнастика.
Красоту человеческого тела с древних времен воспевали скульпторы и художники. Если вы хотите привести свою фигуру в идеальное состояние, то вам стоит обратить внимание на бодибилдинг. Даже выполняя базовые упражнения, вы сможете привести свои мышцы в отличную форму. А при продолжительных занятиях вы сами почуствуете насколько ваша фигура становится более привлекательна и в то же время наливается силой.
Похожие материалы на портале о спортивном и традиционном ушу:
Новые статьи на портале о спортивном и традиционном ушу:
- Багуачжан Лян Чженьпу - стиль традиционного китайского ушу.
- Внутренний стиль боевых искусств Китая - багуачжан семьи Фу.
- Достоинства и преимущества стиля Тайцзицюань У Цзяньцюаня.
- Стиль кулачного искусства «Синъицюань» - «кулак формы и намерения».
- Тайцзицюань семьи Чэнь – яркий образец стиля боевого кулачного искусства.