«Журавлиные» стили ушу – единство в разнообразии.
Эти тексты раскрывают систему боя основанного на повадках пяти представителей дикой природы: леопарда, тигра, змеи, дракона и журавля. Отказавшись детально подражать зверям, монах сохранил лишь образ и общие характерные движения: ярость прыжка тигра или змеиную гибкость змеи и т. п.
Кулак журавля, согласно этому произведению, пестуя цзин («семя»), требует отличной координации и согласованной работы всех частей тела. Длительными тренировками в Кулаке журавля достигается спокойствие и незамутненность сознания, обеспечивается контроль потоков внутренней энергии.
Сказанное полностью можно отнести и к представителям Фучжоуского Кулака журавля: Сухэ-цюань, что означает Кулак спящего журавля и Шихэ-цюань или в переводе, Кулак журавля, клюющего пищу.
Основателем одной из ветвей Кулака журавля - Сухэ-цюань, или Кулак спящего журавля, считают монаха Цзюэцин проживающего в монастыре Шимэнь-сы. Предания гласят что, досконально разработав Сухэ-цюань, монах передал его некоему Линь Чжуаньу, проживавшему в то время в Фучжоу, и ради изучения нового стиля согласившегося затворится в Шимэнь-сы на долгие пять лет.
После овладения стилем Кулак спящего журавля, Линь ушел из монастыря и, вернувшись в Фучжоу, открыл свой «двор» ушу для обучения новому стилю. Название стиля определено его основными тактическими приемами. В сражении с целью обмана противника и чтобы усыпить его бдительность, бойцы Кулака спящего журавля изображают крайнюю пассивность, то есть «журавль спит», и нерешительность, но стоит только противнику раскрыться, как следует неожиданная и решительная атака.
В наставлениях Кулака спящего журавля провозглашается: «Скорость и скрытность, удары руками — быстрые и частые»; «стойки устойчивые и прочные»; «хэчжао («журавлиные когти») ловки и проворны»; «сила тин (слушания) заимствует силу»; «сковывая и захватывая противника, до конца преследуй его». Все движения должны быть быстрыми и невидимыми для врага, удары руками отличаться мощностью, а стойки - прочностью. Стиль Сухэ-цюань использует приемы, которые имитируют журавлиные удары когтями.
По-другому строится тактика стиля Кулак журавля, клюющего пищу, который от других «журавлиных стилей» отличает своеобразная комплексность и разнообразие приемов. По мнению многих, этот стиль объединил все лучшие стороны многочисленных стилей, существующих в провинции Фуцзянь. Мастера Шихэ-цюань обучают своих учеников стремиться противопоставить силу врага ему самому.
Так, в Кулаке журавля, клюющего пищу, Рука металла означает удар по атакующей руке противника, запястьем согнутой кисти. Рука дерева, когда следует удар ладонью наружу и вверх для отвода атакующей руки противника и одновременно следует тычок кончиками пальцев в его глаза. Рука воды, означает отведение рукой снаружи внутрь или изнутри наружу руки атакующего противника, а затем следует немедленная контратака.
Рука огня предусматривает сильный толчок вперед двумя ладонями, а Рука земли предполагает немедленную контратаку после захвата запястья атакующей руки противника двумя руками. В основе комбинации эти приемов заложено взаимопорождение и взаимопреодоление первоэлементов.
Принцип податливости и мягкости, опорой которого есть сложная энергетическая работа, заложен в основу тактики Кулака журавля, клюющего пищу. Для сосредоточения ци и концентрации «духовного импульса», нужен полный покой и умиротворение. Ци управляется при этом сознательно, усилием воли.
Выполняемым часами дыхательным упражнениям уделяется огромное внимание. Согласно наставлениям мастеров стиля Шихэ-цюань необходимо добиться уверенного спокойствия внутри, должны быть сплавлены воедино нэй («внутреннее») и вай («внешнее»). В спокойствии проявляется дух журавля, в ногах журавля проявляется цзин (семя)».
В исполнении мастера стиля Кулак журавля, клюющего пищу, всякий удар рождается в ступнях, сила, сосредоточившись в пояснице, высвобождается хлестким ударом конечности. К главным боевым формам руки относятся чжао (когти), чжан (ладонь), чжи (пальцы), гоу (крюк) и даньчжуцюань («кулак с одной жемчужиной»). Также здесь позволительно широко применять различные удары ладонью и «когтями», зацепы и тычки пальцами.
Особенностью стиля Шихэ-цюань есть активное использование атак «клювом», то есть сложенными щепоткой кончиками пальцев. «Клювом» наносятся удары и выполняют болезненные защипы. удары ногами также широко применяются в Кулаке журавля, клюющего пищу. Бойцы Шихэ-цюань уделяют особое внимание внезапности и «невидимости» ударов. Из стоек наиболее широко применяется «стойка трех точек и пяти цветков мэйхуа» - саньдянъ умэйхуа.
Еще один, но уже менее известный вариант «журавлиного» стиля, Цюхэ-цюань или Кулак журавля, стоящего на насыпи, по преданиям появился более двухсот лет назад. Основателем стиля считают Линь Синя, народившегося в селении Аньнань, что в провинции Фуцзянь.
Начав изучать ушу с раннего детства, Линь Син достигнув только двадцати лет, уже прославился как выдающийся мастер цюаньфа не только у себя дома, но и за пределами Фуцзяни. Обладая обширными знаниями в области «кулачного искусства», имея возможность сравнивать применяемые в различных школах методы тренировок и технические приемы и методы, Линь Син отбирал всё ценное, разработав в результате собственный стиль цюаньшу, который получил название Цюхэ-цюань.
Стремясь разработать прикладной стиль боя, подчиняя теорию и методику стиля исключительно подготовке бойца к действиям в реальном бою, Линь Син решительно отбрасывал всё второстепенное и лишнее, второстепенное, так называемые «пустые методы» (сюйфа). Этим объясняется простота таолу в стиле Кулак журавля, стоящего на насыпи, коротких и безыскусных, но глубоких по содержанию. Короткий «выброс силы» (цзинь), и «яростная» сила.
Боец, вступивший в бой сразу, в соответствии с «небесными условиями» (тянъши), занять такую позицию, чтобы солнце ослепляло противника, ему в лицо дул ветер и т.д. Во-вторых, занять прочную позицию с учетом «выгоды местности» (дили). В-третьих, необходимо «знать и себя, и противника», то есть знать свои сильные и слабые стороны, и стараться выяснить их у соперника. Словно великий древнекитайский военный теоретик Сунь-цзы, мастера Кулак журавля, стоящего на нас твердят: «Зная себя и зная противника, зная «небесные условия» и уяснив «выгоды местности», в ста боях одержишь сто побед».
«Применяй в бою правильные шэньфа («методы тела»). Используй тунь («поглощение») и ту («испускание»), фу («всплывание») и чэнь («погружение»), как колесо должно вращаться тело. Достоинства и недостатки определяется полнотой «поглощения» и «испускания».
«За подъемами и опусканиями противника, должны следовать твои «всплывание» и «погружение». Как «конь, входящий в средние ворота» двигайся навстречу врагу. Будь в покое как тигр, затаившийся в лесной чаще, и будь готов к немедленному движению. Используй в движении только правильные технические приемы. Осторожно открывай «ворота», и всегда сохраняй готовность нанести удар».
Похожие материалы на портале о спортивном и традиционном ушу:
Новые статьи на портале о спортивном и традиционном ушу:
- Достоинства и преимущества стиля Тайцзицюань У Цзяньцюаня.
- Стиль кулачного искусства «Синъицюань» - «кулак формы и намерения».
- Тайцзицюань семьи Чэнь – яркий образец стиля боевого кулачного искусства.
- Тайцзицюань или «Кулак Великого Предела» - уникальный стиль ушу.
- Танланцюань (стиль Богомола) - популярнейший из существующих стилей ушу.