Стили и школы ушу
Бацзицюань
Один из видов кулачного искусства. Полное название - "Каймэнь бацзи цюань" ("Кулак раскрытия врат восьми пределов"), еще называют "Юэшань бацзи цюань" ("Юэшаньский кулак восьми пределов").
Первоисточники стиля у-шу под названием бацзицюань историкам не известно. Этот стиль вошел в практику у-шу от У-Чжуна 吴钟 (1712—1802) из провинции Чжили, жившего в XVIII веке. Кто передал этот стиль самому У-Чжуну, не известно.
Согласно легендам, это был то ли странствующий даосский монах по имени Лай, то ли настоятель монастыря по имени Чжан. Известно, что У-Чжун сначала обучал искусству боя при помощи копья. Но после того, как монах смог одолеть его безо всякого оружия, У-Чжун стал проповедовать стиль бацзицюань.
Особенностью этого стиля является то, что ноги почти не отрываются от земли во время боя. Основные удары наносятся локтями, кулаками, ладонями, кулаками или плечами. Сила сконцентрированного удара в бацзицюань столь велика, что нередко после боя на земле остаются бороздки от движения ног. Одним из основных умений бойцов, которые владеют стилем бацзицюань, является умение использовать перемещение без отрыва ног от земли. Есть два вида таких перемещений в бацзицюань – «шаг топчущего раскалывания» и «трущий шаг».
Поскольку стиль бацзицюань подразумевает бой без оружия, в нем есть несколько серий приемов, которые позволяют выигрывать борьбу с противником. Первая группа приемов нацелена на слом защит бойца, она получила название «правила шести больших раскрываний». Вторая группа приемов касается собственно нападений, и имеет название «восемь больших приемов».
Стиль у-шу бацзицюань – один из самых травматичных стилей. Умение концентрировать усилие обычно приходит к ученикам намного раньше, чем они достигнут физического развития своего тела. Так что новички могут на первых порах получать травмы в парных тренировках или ломать руки о твердые поверхности. Само название стиля означает, что сила удара достигает такого уровня, что уходит за пределы мироздания, так что тем, кто собирается освоить этот стиль, требуется определенная доля терпения и умения рисковать.
Бацзицюань раньше писали 'бацзы цюань' ('кулак иероглифа 'восемь'') или 'бацзы цюань' ('кулак мишени'). В труде времен минской династии "Цзисяо синьшу" в разделе "кулачный канон" упоминается 'бацзы цюань гунь', что указывает на бацзи цюань.
Паочуй
Согласно легенде, в конце династии Мин - начале династии Цин бонза монастыря Суншань Шаолинь в провинции Хэнань передал это искусство Гань Фэнчи и Цяо Саньсю. Гань и Цяо передали традицию Цяо Хэлину, Цяо Хэлин передал Сун Майлуню и Юй Ляньдэну. Различия в техниках Суна и Юя, постепенно развиваясь, привели к образованию двух больших подстилей, которые передаются до сих пор по наследству вот уже девятое поколение.
Паочуй очень популярен в районе Пекин-Тяньцзинь. Это произошло в результате того, что из-за неспокойной обстановки конца династии Цин возник большой спрос на услуги телохранителей. В то время известные учителя паочуй Юй Цзянь, Сунь Дэчжунь, Чжан Дяньхуа и Суй Цайчэнь основали в Пекине Охранное бюро "Хуйю", объединившую мастеров паочуй пятого и шестого поколений, и профессиональных телохранителей. Мастера вели обучение, и таким образом в Яньбэйском районе образовалось свое кулачное искусство.
Чоцзяо
Чоцзяо - это стиль ушу, основанный на большом количестве ударов ногами. Согласно легендам, он возник во времена династии Сун и достиг расцвета при династиях Мин и Цин. В конце династии Сун демонстрировались 'ся цюань' ('рыцарский кулак') и 'ти цюань' ('пинающий кулак').
Чоцзяо был известен под названием 'юаньян туй' ('нога утки-мандаринки'). В написанном в конце династии Юань - начале династии Мин произведении "Речные заводи" в 28-й главе "Пьяный У Сун бьет трактирщика Цзян Мэньшэня" использовался 'шаг нефритового кольца, нога утки-мандаринки', из чего следует, что этот стиль уже тогда был популярен в народе. Когда армия тайпинов вошла в деревню Цаньинь в районе Жаоян провинции Хэбэй, они преподавали 'чо цзяо' и 'фаньцзы цюань'. В то время крупнейшими мастерами считались Дуань Сюйхэ (по прозвищу Старый Сюй) и Ван Чжаньао (Ван-железная нога) из деревни Северная Булань уезда Гаоян провинции Хэбэй. В годы правления под девизом "Даогуан" поколение 'Дянь' рода Дуань образовывали пятеро братьев, все - отличные бойцы. Впоследствии они пошли в обучение к знаменитому мастеру Хань Лума, который обучил их чоцзяо и фаньцзыцюань. Те передали традицию на северо-восток человеку по имени Сюй Чжаосюн (прозванному Цзинчань; люди называли его Сюй Чжичань и прозвали Железным Лоханем); Сюй передал ее шэньянцам Хэ Хэсяну (прозванному Минцзю) и Ян Цзюньфэну. После переезда в Цзилинь Ян передал традицию сыну Ян Цзиньчуню и шэньянцу Ху Чуньсяню (тренеру по ушу Чжан Цзолиня (милитарист, фактический хозяин Манчжурии в20-х годах XX века)). Помимо них в этом стиле был также силен Чэн Цинчунь (по прозванию Дунгэ) из Яньтая. В ветви, переданной в Ганьсу и Шэньси, сильны Ма Фэнту и Ма Инту.
Чо цзяо делится на 'ба гэнь' ('восемь корней'), 'вэнь танцзы' ('гражданские отрезки') и 'цзю чжи' ('девять ветвей') (у танцзы - военные отрезки).
'Ба гэнь' - это восемь сильных одиночных движений с возвращением ног обратно, тренируя которые постигают гунфу, а все многообразие техник ног получается на основе этих восьми движений. Вот причина названия 'восемь корней'.
'Девять ветвей', именуемые также 'у танцзы', - это девять комплексов, еще называемые девятизвенной ногой утки-мандаринки. В них преобладает высокая техника ног, она становится основной. По сравнению с 'восемью корнями' движения более расправленные. Приемы руками также основаны на вариациях техник, входящих в 'восемь корней'.
Первые 5 комплексов 'девяти ветвей' - это разнообразнейшие комбинации ударов ногами, последние 4 - это их специфическая эволюция в передвижении.
Техника ног чо цзяо состоит из 19 форм и 90 методов, содержит пяо (развеваться), по (наклонный), цзюэ (лягать), ляо (поднять), цюань (окружать), мо (вытирать), дуо (топать), и чуо (колоть,тыкать); использует ти (держать), дянь (ставить точку), доу (трясти), мо (тереть), чуай (толкать ногой) как базу. Техника рук этого стиля представляет собой нечто своеобразное. Она содержит 'кай ши лэй' ('устроить каменный гром'), 'сы цзянь шоу' ('рука подобная стреле') и 'юнь мо шоу'. Использование усилия-цзин основано на 'нин чжуань' ('крушить') и 'нэй бай' ('внутри ставить').
Источник
Фаньцзыцюань
Фаньцзыцюань (翻子拳) - один из видов кулачного искусства. Другие названия - "фаньцзы", "фаньцюань"; исходное название - "башаньфань" ("8 уверток-переворотов"). Относится к методам ведения боя на короткой дистанции.
Овладение стилем фаньцзыцюань подразумевает серьезную тренировку дыхания, потому что многие комплексы движений делаются на одном дыхании. Стиль движений можно охарактеризовать как сильную непрерывность. Овладевающие стилем фаньцзыцюань бойцы тренируют, в первую очередь, твердость удара, скорость и проворство.
Сам по себе стиль фаньцзыцюань в последнее время используется редко. Его принято включать в систему стилей, среди которых чуоцзяо и пигуацюань. За счет этих смежных стилей боец, изучающий фаньцзыцюань, тренирует умение правильно контролировать выброс силы, тренируя умение убирать мешающие этому опирания и добавляя удару дополнительную тяжесть.
Источником современного фаньцзыцюань является род Дуань из деревни Северная Булань уезда Гаоян провинции Хэбэй. Примерно в годы правления под девизом "Даогуан" поколение Дянь ("последний") рода Гуань образовывали пятеро братьев, все - хорошие бойцы. Они попросили Хань Лума стать их учителем, и изучили у Ханя фаньцзы и чуоцзяо. Сюй Чжаосюн с Северо-Востока, изучив у семьи Дуань фаньцзыцюань и чуоцзяо, передал традицию шэньянцам Хэ Хэсяну и Ху Фэнсаню. Помимо них в фаньцзы и чуоцзяо был также силен Чэн Цинчунь из Яньтая, кроме того он тренировал "9 рук богомола"; говорят что он учился у Сюй Чжаосюна.
Хуацюань
Хуацюань создан при династии Цин в годы правления под девизом "Цяньлун" молодым крупным мастером Гань Фэнчи из Цзяннина. Гань Жунчжай описал его в "Цюань юн мин Тянься" ("Кулачные бойцы, известные на всю Поднебесную") так: "Фэнчи обладал пямо-таки сверхъестественной силой, знал как внешние, так и внутренние секреты кулачного искусства, и поэтому никто не мог противостоять ему". Гань Фэнчи написал "Хуацюань цзун цзянфа" ("Общее описание хуацюань") (издана в 45-й год правления под девизом "Цяньлун").
Первая часть представляет собой 'син цюань нянь сы ши'('действовать кулаком двадцати четырёх сил') и включает ещё 'хуэй хуэй шиба чжоу'('18 локтей мусульман').
Вторая часть - это 'чжун цюй юнфа' ('среди имеющих прикладное применение'), а также относящиеся к категории 'дуаньда' школы кулачного искусства 'Тунцзя' ('семьи Тун') и 'Шацзя' ('семьи Ша').
Третья часть - 'да на чжи фа' ('методы ударов и захватов') - содержит указанные в названии методы.