Стили и школы ушу
Шаолиньцюань
Так что трудно выделить конкретные боевые техники именно стиля шаолиньцюань. Скорее, это общие принципы ведения боя. В китайском языке этот стиль обозначается шестью иероглифами, каждый из которых характеризует принципы ведения боя.
Первый иероглиф обозначает наработку. Суть этого принципа состоит в том, что нужно совершенствовать мастерство таким образом, чтобы проникнуть в суть сверхъестественного. Проникновением в суть считается умение сочетать несочетаемое. Например, техники атаки могут быть и в защите, сочетаются мягкие движения с жесткими, опустошенные с наполненными.
Современный Чан-Цюань
В эпоху Мин мастера Ци Цзигуан и Чэн Цзунфу выделяли две разные школы: чан-цюань и дуань-цюань. Впоследствии все комплексы таолу, в которых преобладали дальние удары руками, вылились в целый ряд стилей, таких, как чжа-цюань, два одноименных стиля хуа-цюань, пао-цюань, два стиля хун-цюань, шаолинь-цюань, фаньцзы-цюань и множество других, объединенных общим названием чан-цюань. Таким образом, чан-цюань — это название целого направления ушу.
Тайцзицюань
Тайцзицюань (кит. трад. 太極拳, упр. 太极拳, пиньинь tàijíquán) — буквально Великий предел кулака, или кулак Великого Предела, китайское внутреннее боевое искусство, один из видов ушу
Варианты написания названия: «тай чи» (неверная транскрипция с английского), «тай-цзи», «тай-цзи цюань», «тайцзи-цюань». («тайцзичуань»--примерная транскрипция. Неверным будет прочтение «тайцзЫцУань» или «цУЯнь».)
Это стиль ушу, который можно с уверенностью отнести к боевому искусству, хотя некоторые считают, что его можно использовать как комплекс гимнастических упражнений.
Есть две основные составляющие этого стиля – плавный шаг и непрерывные движения рук, которые получили название «липкий кулак».
«Липкие руки» - частые непрерывные движения рук – столь любимый многими прием, что он получил распространение и за пределами у-шу. Например, его используют некоторые школы каратэ. Суть этого приема заключается в том, что серия быстрых движений не дает противнику пробить защиту. Кроме того, она позволяет предвидеть силу и направление будущего удара. В результате, боец, который владеет приемом «липких рук» становится неуязвимым для нападения и легко нападает сам. Ведь он предвидит все действия противника на уровне тела, почти органически.
Багуачжан
Багуачжан (кит. 八卦掌, «ладони восьми триграмм»}, также Багуацюа́нь(кит. 八卦拳, «кулак восьми триграмм»)— боевое искусство Китая. Состоит из разных движений ладонями в ходе передвижения по кругу.
Багуачжан является одним из трех классических "внутренних" стилей китайского ушу. Ба Гуа в переводе означает "восемь триграмм". Этот термин относится к восьми базовым принципам, описанным в древнем метафизическом "Каноне перемен". В данном случае его использование означает, что стиль является физическим отражением этих восьми принципов, что его базовые положения соответствуют восьми триграммам, а переходы между ними - описанным в "Каноне перемен" взаимопревращениям триграмм. `Чжан' переводится как `ладони' и означает, что в этом стиле предпочитают использовать ладони, а не кулаки и крюки как в других стилях боевых искусств ибо ладонь может и бить как кулак, и захватывать как крюк. Таким образом, багуачжан - это боевое искусство, базирующееся на теории непрерывных изменений в зависимости от ситуации, в котором противника побеждают за счет мастерства, а не за счет грубой силы.