Бэйшэн цайлифо, бак сил лум, хунцзяцюань, моцзяцюань
Бэйшэн цайлифо, бак сил лум, хунцзяцюань, моцзяцюань
Бэйшэн цайлифо.
Название означает "северный цайлифо", так как школа, где преподавался этот стиль, находилась в северной части города. Создателем является Тань Сань, сплавивший классический цайлифоцюань с Гу Жучжановским бак сил лум. Позднее значительный вклад в развитие стиля внес ученик Тань Саня - Цзян Ань, который добавил много элементов из Jow Gar.
В цайлифо очень много комплексов. К примеру, согласно записям семьи Чэнь там 138 комплексов, 48 из которых - без оружия. Однако лишь немногие преподавались раньше посторонним
Бак сил лум.
" Бак сил лум" ("бэй шаолинь" на обычном китайском; "Северный Шаолинь" на русском) - это система, популярная на юге Китая, в США, Аргентине и Бразилии. В 30-х годах нашего века мастер ушу Гу Жучжан приехал в город Гуанчжоу на юге Китая и начал преподавать то, что называл "гунфу Северного Шаолиня". Эта система состояла из боевых приемов и упражнений жесткого цигуна "золотой колокол". Вполне возможно, что это действительно был какой-то из шаолиньских стилей. Мастер Гу быстро приобрел хорошую репутацию, и у него было много учеников, а его самого за нехарактерные для южнокитайских стилей ушу удары ногами прозвали "нога севера". После Второй мировой войны ряд его учеников эмигрировал в другие страны, и открыл там свои школы, в результате чего в этих странах "шаолиньским ушу" стали называть именно систему Гу Жучжана (с КНР в годы "холодной войны" у Запада контактов не было, и увидеть настоящее шаолиньское ушу их жители просто не могли). Однако непосредственно у учеников Гу Жучжана обучались немногие, а получившие знания из третьих-четвертых рук стали добавлять свои нововведения (например, включая в тренировочный процесс комплексы, опубликованные в немногих издававшихся в Китае для заграницы книгах по ушу). Таким образом, сегодня в разных секциях "бак сил лум" можно увидеть абсолютно разную технику.
Хунцзяцюань.
Это один из пяти знаменитых стилей провинции Гуандун, но истоки его находятся в провинции Фуцзянь. На кантонском диалекте его название произносится как хунгар. Считается, что стиль был создан в монастыре Южный Шаолинь настоятелем Чжишанем в XVIII веке. Современные исследователи считают, что эта история не имеет ничего общего с действительностью, а является народным пересказом романа "Wan nian qing", написанного в XVIII веке. Согласно легенде, Чжишань соединил шиба лохань шоу (18 рук архатов) - северную систему боя на длинной дистанции - со своим любимым стилем ху чжао (когти тигра), и создал комплекс гунцзы фухуцюань (кулак покорения тигра в форме иероглифа "работа"), который стал основой для всех вариантов стиля.
Шаолиньский хунцзя
Лян Кунь, вошедший в историю боевых искусств под прозвищем Тецяо Сань (Tit Kiu Sam), еще подростком полюбил боевые искусства и стал обучаться у настоятеля монастыря Шаолинь уезда Путянь провинции Фуцзянь. За семь лет жизни при монастыре в качестве послушника он глубоко постиг шаолинь хунцзя. Когда настоятель Gwok Yan умер в возрасте 110 лет, Лян Гуань отправился странствовать. Во время демонстрации боевого искусства он однажды предложил шестерым вцепиться в его руки и протащил их на сто шагов. После этого он получил прозвище Тецяо Сань, что означает "Железный Мост - Третий" ("мост" - это предплечье, а "третий" - потому, что он был третьим сыном). Прийдя в провинцию Гуандун, он поселился в монастыре Hoy Tung. Там он обменивался мастерством с настоятелем монастыря. Он обучил настоятеля комплексу тьесяцюань (кулак железной нити), а сам выучил у него технику владения шестом. У Лян Гуаня обучилось много учеников. Сам он даже в старости продолжал изучать боевые искусства, к примеру будучи уже в почтенном возрасте он изучил у настоятеля монастыря Chang Ngum ставший популярным комплекс с шестом мэйхуа гунь (шест сливы мэйхуа). Именно Тецяо Сань считается создателем самого сложного внутренне тренировочного комплекса стиля - тьесяцюань.
Другими известными мастерами этого направления были Ngam Yiu Ting и Ngam Dim Hung.
Хунмэнь
Это направление практиковалось среди членов тайных обществ провинции Гуандун, и о нем мало что известно.
"Деревенский" хунггар
Хун Игуань (Hung Hei Guen) был торговцем чаем из богатой семьи. Согласно легенде, он изменил фамилию в честь первого императора династии Мин, когда после инцидента с властями решил заняться антиправительственной деятельностью и пошел в ученики к настоятелю Чжишаню. Он назвал свой стиль "кулак семьи Хун", чтобы избежать проблем с властями. После сожжения монастыря Хун был одним из десяти спасшихся, и продолжил тренировать повстанцев. Он женился на Фан Юнчунь, которая была искусна в технике журавля. Так гласят народные легенды.
"Старый" и "ортодоксальный" хунггар
Самый известный боец стиля - Хуан Фэйхун (Wong Fei Hung) - родился в середине XIX века в Гуандуне. По его биографии снято сыше ста фильмов. Тренироваться Хуан Фэйхун начал с пяти лет у своего отца, которого звали Хуан Кэин (Wong Kay Ying), и его учителя, которого звали Luk Ah Choy. Оба они входили в число "10 Тигров Гуандуна". Уже к 13 годам Хуан Фэйхун стал признанным бойцом. Кроме боевого искусства, он отлично знал медицину и был знаменитым доктором. На основе "мостов" (ударов предплечьями) из позиции всадника, применявшихся Тецяо Санем, и собственных боевых техник, он создал наиболее знаменитый комплекс стиля - хухэ шуансин цюань (кулак тигра/журавля). Правда, надо отметить, что согласно другой легенде этот комплекс был создан Хун Игуанем, соединившим собственную технику тигра с техникой журавля, выученной у жены.
Хуан Фэйхун был также знаменит своими двумя типами ударов ногами - хвост тигра (толчок ногой назад с упором руками в землю), и удар ногой не оставляющий тени (очень быстрый удар ногой вперед). Последний он изучил у человека, которого звали Song Ton Fai, в обмен на тесяцюань и гунцзы фуху цюань. В течении всей своей жизни Хуан Фэйхун оставался непобедимым бойцом, обучил много учеников - как боевым искусствам, так и медицине. Однако в октябре 1924 года во время бунта богачей в Кантоне дом и аптека Хуана сгорели дотла, и он в один миг потерял все нажитое им в течение всей его жизни. Вскоре погиб его сын. Эти события подкосили Хуана, и в 1933 году он скончался.
Хуан Фэйхун, фактически, установил всю систему техник в хунцзяцюань. Это техники тигра/журавля, позиция всадника, 12 "мостов", секретные техники "шицзешоу" ("10 смертельных рук") передаваемые только ближайшим ученикам.
Хухэ пай
Дальнейший толчок стилю дал Линь Шижун (Lam Sai Wing). В детстве он изучал боевое искусство у своего деда, которого звали Lam Bak Sin, у учителя Wu Gum Sin'а он изучил хунцзяцюань, у учителя Jung Hon San'а - фочжан (буддийская ладонь). У ученика Тецяо Саня, которого звали Lam Fook Sing, он изучил тесяцюань, а позднее стал учеником Хуан Фэйхуна, таким образом вновь сведя воедино различные ветви стиля. Все свои знания южных стилей Линь соединил в единую систему, названную им ху хэ пай (система тигра и журавля). В 1917 году Линь вместе с тремя учениками написал три книги по хунцзяцюань, которые переиздаются по сей день.
Хун га куэн
Другим знаменитым учеником Хуан Фэйхуна был Дэн Фан (Tang Fung). За свой традиционализм, выражавшийся в крайних формах, он был прозван "ум старой площади". Он учил строго тому, что изучал у Хуан Фэйхуна, ничего не убавляя и ничего не прибавляя. Он, к примеру, отлично владел техникой боя железным веером, но почти никогда ее не демонстрировал, ибо железный веер не входил в традиционное оружие хунцзяцюань.
Моцзяцюань.
Стиль передается от Чжишаня, настоятеля монастыря Южный Шаолинь в провинции Фуцзянь, который однажды обучил крестьянина Мо Чжэцзяо из уезда Фухайфэнсянь округа Хуэйчжоу провинции Гуандун. От него стиль попал к Мо Дашу, Мо Сыли и Мо Цинцзяо из деревни Хуоганцунь уезда Гуйшаньсянь, и затем был передан Мо Лишэну и Мо Ляну из деревни Юаньганцунь уезда Дунгуань.
Особенности комплексов моцзяцюань таковы: руки действуют плотно, атака и защита сочетаются, перемещения подвижны, ноги действуют относительно много, позиции храбры, в жесткости содержится сила.
На правах рекламы
Наверное многие из нас уже сталкивались с контрольными браслетами: в клубах, при посещении музеев, различных других развлекательных заведений. Поэтому я думаю, что никого не надо убеждать в том, что контрольные браслеты Россия добавляют дополнительный уровень контроля и безопасности в нашу жизнь