Бацюань, сиянчжан, юнчунь (винчунь)
Бацюань.
Стиль создан в начале XX века Ван Чжицюнем из провинции Хунань. В молодости он изучал различные боевые техники и методы наработки у Хэ Вэньгуана, которые вместе назывались "8 кулаков". В 1905 году отправился в Японию, где параллельно с учебой в ВУЗе изучал дзюдо. За победу над японским дзюдоистом он получил прозвище "король кулака". В 1912 году вернулся в Китай и вместе с односельчанином Сян Куем, изучавшем у него в Японии "8 кулаков", основал в Чанша "Общество национальной техники", где преподавали известные мастера ушу. В 1931 году Ван вновь отправился в Японию, поступил на Спортивный факультет Императорского университета, помимо учебы преподавал "8 кулаков" обучавшимся там китайским студентам. С 1937 года преподавал физкультуру в Хунаньском университете.
Сиянчжан.
Этот стиль создан известным мастером ушу Тан Дяньцином, который жил в конце династии Цин. Тан Дяньцин родом был из Даншани провинции Аньхой, с 14 лет изучал боевые искусства и натренировал удивительное мастерство. В старости он переехал в Хэфэй и обучил много учеников. Полностью перенял его искусство У Чжунгуан, который участвовал в Антияпонской войне.
Юнчунь (винчунь).
Существует два варианта записи названия этого стиля иероглифами. Оба они на путунхуа (официальном китайском языке) читаются одинакого - "юнчунь", однако на южных диалектах (в частности, на кантонском) произносятся по-разному - "винчунь" и "вэнчунь". Означают они "восхваление весны" и "вечная весна" соответственно.
Согласно легендам, этот стиль связан с Южным Шаолиньским монастырем, но никаких документов, потверждающих этот факт не существует, да и не может существовать, если принять во внимание общую нехватку документов по Южному Шаолиню и деятельности тайных обществ. Согласно одной из версий, стиль преподавался южношаолиньским настоятелем Чжишанем в качестве оздоровительной гимнастики жителям близлежащих деревень. Другая легенда утверждает, что стиль был создан пятью мастерами Южного Шаолиня, которые проделали эту работу в Зале Восхваления Весны ("вэньчуньтан" на кантонском диалекте). Третья легенда гласит, что стиль был разработан женщиной Янь Юнчунь (Янь Вечная Весна), дочерью южношаолиньского послушника Янь Эра (либо Янь Сы) то ли на основе учения отца, то ли на основе науки монахини Умэй. Однако во всех легендах в конце XVIII века стиль попадает в труппу гуандунской оперы "Красная Джонка".
В первой половине XIX века стиль путешествовал вместе с актерами труппы, от которых его изучали люди в разных концах провинции. Стиль использовался как антицинскими революционерами, так и деревенскими отрядами самообороны. Примерно в середине XIX века два актера - Хуан Хуабао и Лян Эрди - покинули труппу и переехали в Фошань, где обучили аптекаря Лян Цзаня. В конце XIX века Лян Цзань выиграл много боев и стал известен как "юнчунь ван" ("король винчуня"). Он не имел официальной школы, но обучал частным порядком в своей аптеке. После выхода на пенсию, Лян Цзань вернулся в свою родную деревню Гулао, где обучил своему стилю односельчан.
Фошань стала местом, откуда пошла наиболее известная сегодня версия юнчунь. В Фошани этим стилем занимались в основном дети богатых торговцев, ибо их родители могли платить высокую плату за обучение, а сами они имели достаточно времени для тренировок. Самый известный сегодня из них, Е Вэнь (Ип Мань на кантонском диалекте) изучал стиль у Чэнь Хуашуня, У Чжунсу и Лян Би (сын Лян Цзаня). С 1949 года он окончательно обосновался в Гонконге, где начал преподавать юнчунь членам профсоюза ресторанных работников. Возможно кто-то из его бывших учеников уже воспитал новых мастеров боевого искусства
Но вернемся к Е Вэню. До своей смерти в 1973 году он натренировал огромное количество известных сегодня мастеров и просто бойцов. Е Вэнь принес славу стилю, но утверждалась эта слава не всегда достойными методами. Известно много случаев, когда ученики Е Вэня приходили в другие клубы кунфу Гонконга и избивали учителей. В настоящее время в Гонконге существует много секций винчунь, где учат упрощенному рукопашному бою, выдавая это за истинное наследие стиля.
Многие думают, что юнчунь - это стиль, которому учил Е Вэнь, но на самом деле существуют различные версии стиля, и Е Вэневская считается довольно сильно упрощенной. В КНР на сегодня крупнейшим мастером считается Лян Гуанмань из Фошани, его стиль содержит гораздо больше приемов, чем Е Вэневская версия, там имеется, к примеру, очень много видов тренировки с различными типами манекенов. Юнчунь деревни Гулао ведет свое происхождение от Лян Цзаня, вернувшегося на старости лет в родную деревню, там больший упор делается на тренировку рукопашного поединка. Винчунь Пань Нама выводит себя от Пань Нама, который сначала изучал хунгар, в годы второй мировой войны - шаолиньцюань, а в 1950-х - винчунь, и впоследствии преподавал в Фошани до своей смерти в 1995 году. Еще одна крупная ветвь идет от Жуань Цишаня, сына богатого торговца, родившегося в Гуанчжоу в 1880-х и изучившего юнчунь у Хо Баоцюаня, военного конца династии Цин. Жуань посвятил всю свою жизнь изучению и проработке стиля, и считается одним из крупнейших теоретиков юнчунь. Вьетнамская версия юнчунь происходит от Юань Чай-Ваня, который в середине 1930-х переехал во Вьетнам и стал там известен как Нгуен Те Конг. Эта линия - одна из немногих, где сохранились приемы боя прямым мечом-цзянь. Существуют также ветви стиля в Малайзии и других странах Юго-Восточной Азии.
Большинство ударов в традиционном винчунь наносится выставленной вперед второй фалангой указательного пальца, ладонью или кончиками пальцев, защита же в основном осуществляется средней частью предплечья. Основные принципы юнчунь:
Избегать противопоставления силы силе;
Действовать вдоль центральной линии;
Одновременно использовать обе руки.
Отличительной чертой винчунь являются упражнения "чисао" ("тьешоу") - "липкие руки", благодаря которым боец приучается постоянно находиться своими руками в контакте с противником, чувствовать все его движения и мешать ему проводить свои приемы.
Бой бойцы винчуня ведут на короткой дистанции, где можно дотянуться до противника кистью руки, а еще лучше - локтем. С целью прорыва на достаточно близкую дистанцию используются специальные типы перемещений. Ударов ногами в стиле немного, они используются в сочетании с ударами руками. Обычно ногами бьют по коленям противника одновременно с атакой руками на верхнем уровне.
Из оружия в наиболее популярной сегодня версии Е Вэня изучают длинный шест и т.н. "ножи-бабочки" (два ножа, у каждого из которых ширина лезвия сравнима с гардой). В других версиях встречаются и другие виды оружия, вплоть до меча-цзянь и буддийских четок.
В версии Е Вэня изучается три комплекса без оружия - "маленькая идея", "наведение моста" и "нацеленные пальцы". В других версиях имеются и другие комплексы. Вьетнамский винчунь, к примеру, подчеркивая свое легендарное южношаолиньское происхождение, практикует комплексы пяти животных.
Для подготовки к реальному бою помимо упражнений "чисао" используются многочисленные разновидности парных упражнений, а также тренировки на специальном манекене ("деревянном человеке").
В настоящее время в мире существует много организаций, занимающихся распространением стиля. Они основаны как учениками Е Вэня, так и учениками его учеников. Наиболее крупными являются две. Первая - это World Wing Chun Kung Fu Assotiation (Всемирная Ассоциация Вин Чунь Кунг Фу). Ее глава - William Cheung (Вильям Чжан), именно он привел к Е Вэню своего друга Ли Сяолуна, который впоследствии стал всемирно известен как киноактер Брюс Ли. Другая - Ving Tsun Kung Fu Assotiation (Ассоциация Вин Цунь Кунг Фу), ее возглавляет Leung Ting (Лян Тин), в настоящее время она является крупнейшей в мире. Между упомянутыми двумя организациями существует острое соперничество, которое вылилось в 1984 году в прямое столкновение, случившееся на проводимом Вильямом Чжаном в ФРГ семинаре. Эта история ныне известна как "германский инцидент".
Помимо организаций, в которых занимаются версией стиля, идущей от Е Вэня, существуют также федерации, занимающиеся другими версиями. В качестве примера можно упомянуть Ассоциацию Вин Цзунь Тэ Конга со штаб-квартирой в Ханое, они занимаются вьетнамским винчунем.