История Китая
Антиманьчжурские войны
Народные восстания и начало крестьянской войны
В 20—30-х годах XVII в. экономическое и политическое положение Китая значительно ухудшилось: разгул феодальной реакции, стихийные бедствия, массовый голод, разорения тружеников города и деревни ослабили страну. Маньчжуры, начавшие войну против Китая в 1618 г., становились все более агрессивными. Завладев китайскими крепостями в Ляонине, они приблизились к району Великой китайской стены, но занять территорию к югу от нее не смогли. Зато время от времени они совершали грабительские рейды в глубь страны, опустошая все на своем пути, захватывая пленных и добычу.
Общая слабость Минской империи, небоеспособность войск и репрессии правящей группы евнухов против опасных для них полководцев приводили к поражению Китая во внешних войнах. В связи с военной обстановкой правительство увеличивало налогообложение, а вместе с тем и эксплуатацию народа.
Народные восстания в разных районах страны почти не прекращались. Тайные религиозные секты от проповедей и молитв переходили к борьбе, их вожди становились во главе повстанцев. Особенно активизировалось старинное тайное «Общество Белого лотоса». Под его руководством в 1622 г. восстание, вспыхнувшее в пров. Шаньдун, охватило несколько провинций до Сычуани включительно. В нем приняли участие крестьянские массы, шахтеры, работный люд, некоторые представители господствующего класса. На юго-западе страны почти не затихали волнения среди местных народностей. В северо-западных районах, где свирепствовали недороды и страшный голод, где у границ империи стояли войска, находившиеся в самом жалком состоянии, часто вспыхивали восстания. Осенью 1628 г. повстанческие отряды, действовавшие уже в течение многих лет на территории Ганьсу и Шэньси, стали увеличивать и объединять свои силы. Ряды восставших пополняли разоренные крестьяне, беглые солдаты, потерявшие работу мастеровые и почтовые курьеры, бездомный и бродячий люд. Покинув свои тайные убежища, они собирались вместе, совершали дальние походы, осаждали и брали города. Восставшие убивали ненавистных чиновников, грабили ростовщиков и богатеев, открывали тюрьмы, забирали казенные запасы. Движение постепенно усиливалось и становилось все более боеспособным. Для подавления восстания правительство перебрасывало в Шэньси большие контингента карательных войск.
Китай под властью маньчжурских феодалов
Аграрная политика Цинов и положение в деревне
Завоевательные походы, карательные меры, постав-ки продовольствия армии и произвол новых властей — все это привело к разрушению экономики страны. Десятки миллионов человек были истреблены или угнаны в рабство, деревни сожжены, пахота заброшена. Многие города превратились в развалины. Доклады чиновников с мест (в частности, из Хэна-ни) рисовали картину разорения: «На севере от р. Янцзы нет места, где бы находилось столь много заброшенных земель, как в провинции Хэнань... повсюду, куда ни глянь, сплошной пустырь, заросший сорняком, и безлюдье». В донесениях с юга и юго-запада отмечалось: «Что касается тех местностей, которые усмирены недавно, как, например, провинции Хунань, Сычуань, Гуандун и Гуанси, то там на протяжении тысячи ли поселения совершенно уничтожены, не встретишь ни живого человека, ни человеческого жилья... Земли... провинции Хунань уже несколько лет не возделываются». Посевная площадь страны уменьшилась почти в три раза.
В разгар войн земледельцы жестоко страдали от конфискации продуктов, от обязанности перевозить провиант для армии и других повинностей. Широкие масштабы приняло порабощение китайцев. Маньчжурские феодалы, чиновники и даже солдаты обзаводились рабами. Китайские военачальники-изменники тоже не отставали. У одного из них насчитывалось более 24 тыс. рабов мужчин и женщин. Рабы использовались в качестве военной охраны, слуг и земледельцев на полях своих господ. Обращение с рабами было самым жестоким. Чтобы ограничить истребление крестьян, потребовались специальные императорские указы, грозившие наказанием за убийство рабов-слуг. Бегство рабов приняло массовые масштабы, поэтому власти прибегали к суровым мерам против беглых, а также против чиновников, упустивших беглецов. Было создано специальное учреждение, занимавшееся делами, связанными с ловлей беглых рабов.
Колонизация Китая
Попытки Англии «открыть» Китай начались на стыке XVIII и XIX вв. Английская торговля на юге страны была монополизирована Ост-Индской компанией, которая добивалась отмены ограничений, разрешавших иностранцам вести торговлю только в Гуанчжоу с членами монопольной купеческой корпорации гунхан. В 1793 г. в Китай прибыл английский представитель Макартней с целью установления дипломатических отношений между Китаем и Англией и получения права свободного поселения и передвижения англичан в Китае. Члены миссии Макартнея были приняты цинскими властями как представители вассалов. На кораблях, которые везли англичан по китайским водам, были подняты флаги с надписью: «Носитель дани из английской страны». Макартнею был вручен эдикт императора Цяньлуна, адресованный английскому королю Георгу III, в котором говорилось: «Вы, о государь, живете далеко за пределами многих морей и тем не менее, движимый смиренным желанием приобщиться к благам нашей цивилизации, послали миссию, почтительно доставившую нам Ваше послание. Серьезные выражения, в которых оно составлено, обнаруживают почтительное смирение с вашей стороны, что весьма похвально. Что касается Вашего ходатайства об аккредитовании одного из Ваших подданных при моем небесном дворе для наблюдения за торговлей Вашей страны с Китаем, то таковая просьба противоречит всем обычаям моей династии и никоим образом не может быть принята. Если я распорядился, чтобы дары дани, присланные Вами, о государь, были приняты, то это было сделано, исключительно принимая во внимание чувства, побудившие Вас прислать их издалека. Великие подвиги нашей династии проникли во все страны Поднебесной, и государи всех наций суши и морей посылают свои ценные дары. Как Ваш посол может сам убедиться, мы имеем абсолютно все. Я не придаю цены странным или хитро сделанным предметам и не нуждаюсь в изделиях Вашей страны. Трепеща, повинуйтесь и не выказывайте небрежности».
Превращение Китая в полуколонию
Изменения в политике цинского правительства
Поражение Китая в войнах с западными державами, принудительные договоры и серьезные уступки цинского правительства вызвали некоторые разногласия при маньчжурском дворе. Наиболее дальновидные представители правящих кругов империи высказывались за политику заимствования достижений (особенно в области военной техники) у иностранцев, за так называемый курс самоусиления цинской монархии. В связи с этим сторонники «самоусиления» готовы были пойти на отказ от традиционной изоляции от внешнего мира. Они также соглашались на установление дипломатических отношений с иностранными государствами и на расширение внешней торговли. Группировку «самоусиления» поддерживала императрица Цыси, правившая от имени своего малолетнего сына, императора Тунчжи, а с 1875 г. — от имени возведенного ею на престол несовершеннолетнего племянника, императора Гуансюя. Под влиянием этой группы, которую возглавлял сводный брат покойного императора Сяньфэна великий князь Гун, а также крупные маньчжурские сановники Вэнь Сян и Гуй Лян, цинское правительство приступило к частичному преобразованию административного аппарата, финансов, системы просвещения, реорганизации армии и флота, созданию новых форм транспорта и средств связи. Особое учреждение для руководства внешними сношениями — Цзунлиямэнь — должно было заниматься также внешней торговлей, закупкой вооружения, судов и машин, морской обороной, железнодорожным строительством и горным делом. В Пекине открыли школу иностранных языков, где готовили переводчиков и чиновников для сношений с внешним миром. В ней учились дети только из привилегированных семей.
Три религии Древнего Китая
Конфуций и его учение
Конфуций — под этим именем Западный мир знает древнего мудреца Кун Фу-цзы (цзы означает здесь «учитель»), жил на рубеже VI и V веков до нашей эры в маленьком северокитайском княжестве Лу. С детских лет он чрезвычайно охотно подражал взрослым в совершении домашних жертвоприношений, стремился как можно правильнее исполнять все ритуалы и обряды, предписанные культурной традицией того времени. В возрасте 19 лет Конфуций женился и поступил на должность хранителя хлебных амбаров. Однако в дальнейшем он оставил чиновничью карьеру и посвятил всю свою жизнь проповеди учения, впоследствии названного его именем.
Конфуций жил в смутные времена. Императорская династия Чжоу, правившая на протяжении шести столетий, лишь формально объединяла под своей властью огромную страну, раздираемую княжескими междоусобицами. Восстановление порядка и благоденствия, по мысли Конфуция, было достижимо лишь при соблюдении морально- этических норм всеми людьми: правителями, чиновниками, крестьянами.