История Китая
Эпоха Чжаньго
Развитие экономики
В I тыс. до н.э. в Китае широкое распространение получило орошаемое земледелие. В бассейнах рек Хуанхэ, Хуай, Вэй была проведена целая сеть каналов, что позволило включить в полеводство новые земли и повысить урожайность культур.
Большую роль в подъеме экономики сыграло открытие месторождений железа и меди. В источниках встречаются многочисленные упоминания о разработке железорудных месторождений, выплавке железа, изготовлении железных сельскохозяйственных орудий и т. д. Судя по сообщению древнекитайского трактата «Гуаньцзы», в то время в Китае было известно 5270 горных месторождений, из них в 467 добывали медь, а во всех остальных — железную руду. В другом памятнике эпохи Чжаньго, «Шаньхайцзине», приводятся названия 34 самых крупных разрабатываемых железорудных месторождений; эти рудники не были сосредоточены в каком-либо одном месте, а находились в различных районах страны. В результате многочисленных раскопок, проведенных китайскими археологами в 50-х годах XX в., по всему Китаю было обнаружено большое количество железных лемехов, сошников, мотыг, заступов, тяпок, топоров. Появление сохи с железным сошником и использование тяглового скота оказали революционизирующее воздействие на развитие экономики, и прежде всего ее основной отрасли — земледелия, повысилась производительность труда.
Басянь
Первоначально «восемь бессмертных» были даосскими святыми, но поскольку в Китае нет единого вероисповедания, их почитают сегодня почти все жители страны. Эти святые пользуются особой любовью, ведь в трудную минуту они помогают всем людям и борются против несправедливости и угнетения. Они воплощают восемь главных условий жизни: молодость, старость, бедность, богатство, знать, простонародье, женское и мужское.
Циньская империя
Политика новой деспотической власти была направлена на подавление тенденции сохранить древние порядки и самостоятельность в прежних царствах и на создание единой системы административного управления. В связи с этим были проведены мероприятия по укреплению централизации власти. В 221 г. Цинь Шихуан издал указ о конфискации оружия у всего населения страны, чтобы тем самым разоружить остатки разбитых армий шести царств. Все конфискованное оружие перелили на колокола и отлили статуи (12 человеческих фигур, каждая весом в 30 тыс. кг), которые были поставлены в столице империи г. Сянъяне. В том же, 221 г. 120 тыс. семей наследственной аристократии, крупного чиновничества и купцов были насильственно перевезены из шести покоренных царств в Сянъян. Одной из причин такого массового переселения являлось стремление обновить административный аппарат покоренных царств. На руководящие посты вновь созданных округов назначались, как правило, выходцы из царства Цинь. Таким образом, объединение страны несло чиновничеству царства Цинь вполне осязаемые выгоды. Чтобы истребить память о прежних царствах, все население Поднебесной было названо «черноголовые». Были уничтожены границы самостоятельных государств и вся страна разделена на 36 административных единиц.
Закат древних империй Китая
Социальный строй империи Хань
Рост крупной частной земельной собственности, подъем ремесленного производства, развитие торговли и денежных отношений ускорили разложение общины и развитие рабовладельческих отношений. В древнем Китае имелись две основные формы рабства — государственное и частное.
Основным источником государственного рабства являлось порабощение осужденных. Власти очень, часто прибегали к наказанию для увеличения даровой рабочей силы. Порабощаемым татуировали лица зеленой чертой вокруг глаз в знак того, что они являются государственными рабами. Число государственных рабов достигало порой многих сотен тысяч. Это объяснялось функционированием легистского принципа взаимной ответственности, согласно которому в случае совершения преступления все члены семьи преступника превращались в государственных рабов. Кроме семьи существовали и другие, искусственно созданные поручительские объединения, которые несли ответственность за преступника. Они создавались из нескольких семей или людей, связанных общей профессией либо каким-то одним делом. Так, например, при императоре Ван Мане (9—23 гг. н.э.) поручительские объединения состояли из пяти человек. В одном из эдиктов Ван Мана, направленном против частной выплавки монет, говорилось: «Тех из пяти человек, которые, зная о преступлении, не сообщили об этом местным властям, — всех лишить свободы, превратив в государственных рабов».
Феодальные государства Китая в III—VI веках
Китай после падения Ханьской империи
Крушение Ханьской империи — крупнейшей государственной организации древнего мира—нанесло решительный удар устоям рабовладельческого общества. В результате народной борьбы распалась сложная система органов власти, стоявших на страже прежнего способа угнетения. Освободились элементы новых, феодального типа, отношений, зародившиеся в недрах старого, переживавшего длительный кризис общества. Но события, потрясавшие Китай в III—VI вв., задержали их развитие. Кроме того, рабство как социальная категория не было окончательно уничтожено и продолжало существовать в феодальном обществе Китая, оказывая на процессы экономического и культурного развития страны отрицательное воздействие.
Падение Ханьской империи с ее развитым государственным аппаратом значительно ослабила позиции всех слоев господствующего класса. И хотя многолетнее массовое народное движение было подавлено, восстановить прежние формы управления оказалось невозможным. Начальники правительственных войск и самостоятельных отрядов, претендовавшие на верховную власть, на территорию и добычу, вступили в длительную междоусобную борьбу. После захвата ханьской столицы Лояна в 189 г. императорская власть пала. Те, кто оказался сильнее, пытались установить свое господство и управление на захваченных землях.