История Китая
КАН Ю-ВЭЙ
Кан Ю-вэй (1858—1927) родился и воспитывался в семье знатных шэпьши и чиновников. Прадед и дед его были учеными, отец — сельский учитель, умер, когда Кан Ю-вэю было 11 лет. Младший брат, Кан Ю-пу (Кан Гуан-жэнь), впоследствии стал его единомышленником, казнен в 1898 г. вместе с Тань Сы-туном и другими участниками движения за реформы. В течение шести лет Кан Ю-вэй под руководством Чжу Цзю-цзяна (Чжу Ци-ци) изучал историю и философию. Он вызубрил огромное количество конфуцианских текстов и комментариев. После смерти учителя Кан Ю-вэй на два года уединился в пещере «Белых облаков» на горе Сицзошань, вблизи Гуанчжоу, погрузившись в изучение буддизма, даосизма, истории и философии Китая. В конце 1879 г. Кан Ю-вэй впервые посетил Сянган. В 1882 г. он совершил поездку в Пекин и принял участие в экзаменах на должность чиновника, но потерпел неудачу. На обратном пути он побывал в ряде городов, в том числе и в Шанхае. Сянган и Шанхай произвели на Кан Ю-вэя огромное впечатление. Он купил там много переведенных с европейских языков книг, издававшихся компанией «Цзян Нан». С тех пор наряду с буддийской и классической канонической литературой Кан Ю-вэй проявлял интерес к научно-технической и общественно-политической литературе.
В 1888 г. Кан Ю-вэй вторично посетил Пекин, где ему удалось поступить вольнослушателем в императорскую академию Гоцзыцзянь. Вскоре он составил проект реформ, адресованный императрице Цыси и молодому императору Гуансюю. Начальник академии Вэн Тун-хэ не решился передать проект Кан Ю-вэя двору, но содержание его стало широко известно в столице.
Изобретение бумаги
Какое большое событие в жизни каждого человека в первый раз раскрыть букварь, в первый раз еще неуверенной рукой вывести первые черточки и буквы в школьной тетради! В памяти каждого из нас это событие всегда связано с бумагой, из которой сделаны и буквари, и тетради. Бумага остается верным спутником человека всю его жизнь, конечно, если человек этот грамотный. А в нашей стране нет неграмотных людей. К тому же у нас учится каждый — будь то школьник или академик. Каждый житель нашей страны, кроме совсем малых ребят, много читает и пишет, потребляет много бумаги.
Современное общество не может жить без бумаги. На ней печатают книги, журналы, газеты и тетради, плакаты, листовки, из нее вырабатывают обои и обертку, она широко применяется во многих отраслях промышленности и в строительстве. Все государства печатают на бумаге денежные знаки.
ЛЯН ЦИ-ЧАО
В начале XX в. Кан Ю-вэй постепенно утрачивал авторитет среди реформаторов, и в противовес ему все больше выдвигалась фигура Лян Ци-чао.
Лян Ци-чао (1873—1929)—уроженец провинции Гуандун, из семьи мелких помещиков. С восьми лет начал учиться в школе старого образца в Гуанчжоу, где штудировал древние канонические тексты. Исключительно способный юноша, он в семнадцатилетнем возрасте, сдав государственный экзамен, получил ученую степень цзюйжэня. С 1890 г. стал учеником Кан Ю-вэя, познакомился с историей эпох Чжоу и Цинь, буддийскими учениями и «западными науками». Вольномыслие и прогрессивные взгляды Кан Ю-вэя оказали огромное влияние на Лян Ци-чао. В 1894 г. он вместе с Кан Ю-вэем приехал в Пекин, чтобы держать экзамен на соискание ученой степени цзиныии. То был тревожный год китайско-японской войны. Лян Ци-чао уже тогда общался с молодежью, исполненной патриотических чувств. К этому времени относится его знакомство с Тань Сы-туном, Янь Шэнь-сю и другими активными деятелями реформистского движения.
Книги в Китае
Книга — самый близкий и верный друг человека. Когда мы говорим «книга», то имеем, конечно, в виду печатные книги. Рукописные книги, которые можно видеть в библиотеках и музеях, тоже приносили большую пользу, но были недоступны народу. Приобретать книги, которые переписывались от руки, могли только богатые люди.
Родина печатной книги — Китай. Печатное искусство в этой стране имело длинную историю еще до того, как появились первые книги. В китайском языке одно и то же слово обозначает и такую печать, какую ставят на документах, и всякий вообще печатный текст.
СУНЬ ЯТ-СЕН
Как известно, во второй половине XIX в. движение за обновление Китая и за избавление его от иностранного засилья шло по двум направлениям: буржуазно-реформаторскому и революционному. Широкое распространение в Китае идей буржуазно-революционной демократии и крестьянского народнического «социализма» связано прежде всего с именем Сунь Ят-сена. Восприняв прогрессивные элементы реформаторских идей, Сунь Ят-сен вместе с тем унаследовал революционный дух и традиции идеологов народных восстаний.
Сунь Ят-сен (Сунь Вэнь) родился в 1866 г. в селе Цуйхап уезда Сяньшань провинции Гуандун. Отец его, Сунь Да-чэн, не владевший ни клочком земли, арендовал два му пашни и большую часть жизни батрачил.