Эпоха Чжаньго
Конфуцианское учение о незыблемости социальной градации закрывало путь вверх незнатным общинникам, ремесленникам и торговцам, уготовив им судьбу вечных слуг правящей элиты, и, естественно, что должны были появиться политические теории, отражавшие интересы других классов и социальных слоев. Творцом одной из этико-политических и философских школ был Моцзы (около 479—381 гг. до н.э.), выражавший в несколько своеобразной форме интересы бедных общинников, мелких торговцев и ремесленников. Осуждая праздную жизнь наследственной аристократии, Моцзы писал: «Простой люд подвергается трем бедствиям. Голодающие не имеют пищи, замерзающие не имеют одежды, уставшие не имеют отдыха. От этих трех бед народ испытывает огромные страдания. Но если именно в такое время ваны и гуны развлекаются колокольным звоном и барабанным боем, играют на лютнях, цинах, свирелях и шэнах, а также устраивают боевые упражнения для показа оружия, то откуда же простой люд возьмет средства для пищи и одежды. Поэтому я считаю, что так не должно быть. Мой замысел состоит в том, чтобы уничтожить все это». Моцзы впервые в истории китайской общественно-политической мысли создал утопию о будущем совершенном государстве и обществе. Можно выделить следующие восемь основных принципов, на которых покоилась утопия Моцзы: 1) «всеобщая любовь и взаимная выгода», 2) «против нападения», 3) «против судьбы», 4) «воля Неба», 5) «почитание мудрости», 6) «почитание единства», 7) «за бережливость» и «против музыки», 8) «награды и наказания».
По мнению Моцзы, все несчастья и беспорядки в мире происходят из-за отсутствия взаимной любви. Когда люди научатся одинаково относиться друг к другу независимо от положения в обществе и социального происхождения, когда «всеобщая любовь восстановит равенство между людьми», то в мире наступит счастье и покой. Развивая принцип «всеобщей любви», Моцзы выступил против захватнических войн, которые вели правители царств. Он осуждал грабительские походы, приводившие к гибели сотен тысяч людей и истощению ресурсов страны. В то же время Моцзы признавал необходимость оборонительных войн и укрепления обороны городов.
Моцзы и его последователи критиковали конфуцианское учение о судьбе, отрицая самый факт ее существования. Тем самым они выступали против конфуцианской концепции незыблемости привилегий аристократии, ниспосланных ей якобы самой судьбой. Моцзы принадлежит идея активной деятельности человека, творящего свою судьбу. Трактовка понятия судьбы тесно связана с моистским представлением о «воле Неба». В отличие от конфуцианцев, обожествлявших Небо и сделавших его творцом и стражем своих социально-этических принципов, Моцзы относился к традиционной вере в «волю Неба» весьма скептически. «У меня воля Неба, — писал Моцзы, — подобна циркулю колесника и угломеру плотника». Наделяя «Небо» этическими принципами своего учения, Моцзы использовал его для создания некоторых своих теоретических положений.
Моистский принцип «почитания мудрости» также носил антиконфуцианский характер. Моцзы считал, что основным критерием при назначении на административные посты должны быть не родовитость, а знание и компетентность соискателя: «Если земледелец, ремесленник или торговец проявит недюжинные способности, то его должно выдвинуть, наделить высоким рангом и жалованьем, дать ему дело соразмерно его способностям и выделить ему в подчинение людей». Принцип «почитания мудрости» оказал существенное влияние на развитие китайской государственности, он оказал влияние на формирование качественно новой административной структуры, основанной на социальной мобильности. Выдвигая новый критерий социальной ценности человека (почитание мудрости), Моцзы фактически уравнивал в правах знать и простой люд. Эта идея нашла свое развитие в принципе «почитания единства». Моцзы считал, что в государстве не должно быть противоречия между властью и народом, обе стороны должны заботиться об общих интересах. Утопическую идею «единства» администрации и народа он мыслил осуществить путем унификации взглядов, предоставляя администрации решающее право определения «правильных воззрений». «Услышав о хорошем или плохом, необходимо сообщить об этом уездному начальнику, и то, что он найдет правильным, все должны признать правильным, а то, что он признает неправильным, все должны признать неправильным». Моистский принцип «почитания единства» оказал двоякое влияние на развитие общественно-политической мысли древнего Китая. Идея «единства взглядов» породила концепцию насильственной унификации мышления народа, получившую наиболее полное выражение у легистов, а представление о равенстве людей оплодотворило учение датун («великое единство») об обществе с уравнительным распределением всех благ. Это учение пользовалось большой популярностью в крестьянской среде в течение многих веков.
Моистская идея равенства людей была несовместима с делением общества на знатных и бедных, поэтому Моцзы так решительно осуждал роскошь, излишние траты на пышные похороны, ритуальную музыку и т. п. Моцзы, по-видимому, понимал, что его общество возможно лишь в том случае, если у правителя будут надежные рычаги власти, с помощью которых он сможет осуществлять управление. Такими рычагами власти он считал «награды и наказания». Материальное поощрение «знающих» и наказание «неумелых» должно было способствовать нормальному функционированию государственной машины и воспитанию народа в духе моистских принципов. Учение Моцзы было не лишено противоречий, в частности, стремление к увеличению окладов компетентных администраторов не согласовалось с его заявлением о равномерном удовлетворении потребностей людей. Моцзы интересовали не только политические, но и философские проблемы. Так, в тексте трактата «Моцзы» рассматриваются некоторые проблемы логики и гносеологии. Монеты признавали существование объективной действительности, полагая, что источником познания являются чувственные восприятия. Моцзы может быть отнесен к числу ранних представителей материалистического эмпиризма.