Феодальные государства Китая в III—VI веках
Китай после падения Ханьской империи
Крушение Ханьской империи — крупнейшей государственной организации древнего мира—нанесло решительный удар устоям рабовладельческого общества. В результате народной борьбы распалась сложная система органов власти, стоявших на страже прежнего способа угнетения. Освободились элементы новых, феодального типа, отношений, зародившиеся в недрах старого, переживавшего длительный кризис общества. Но события, потрясавшие Китай в III—VI вв., задержали их развитие. Кроме того, рабство как социальная категория не было окончательно уничтожено и продолжало существовать в феодальном обществе Китая, оказывая на процессы экономического и культурного развития страны отрицательное воздействие.
Падение Ханьской империи с ее развитым государственным аппаратом значительно ослабила позиции всех слоев господствующего класса. И хотя многолетнее массовое народное движение было подавлено, восстановить прежние формы управления оказалось невозможным. Начальники правительственных войск и самостоятельных отрядов, претендовавшие на верховную власть, на территорию и добычу, вступили в длительную междоусобную борьбу. После захвата ханьской столицы Лояна в 189 г. императорская власть пала. Те, кто оказался сильнее, пытались установить свое господство и управление на захваченных землях.
На севере страны в столичных районах властителем стал Цао Цао, один из руководителей подавления восстания «желтых повязок». (Конфуцианская традиция причисляет Цао Цао к наиболее отрицательным персонажам в истории Китая за то, что он велел убить последнего отпрыска императорской фамилии.) Цао Цао создал царство Вэйи вел успешные войны с кочевниками, пытавшимися проникнуть в Китай через северные границы.
Вслед за царством Вэй сложилось юго-восточное государство У со столицей в районе современного Нанкина, а затем и западное царство ШувСычуани. Китайские историки называют то время периодом Троецарствия. О войнах между тремя царствами сохранилось много преданий, которые позже были положены в основу большого художественного произведения Ло Гуань-чжуна «Троецарствие».
В 265 г. вэйский военачальник Сыма Янь сверг одного из потомков Цао Цао и основал династию Цзинь. Войны трех царств закончились завоеванием северянами государства Шу, а в 280 г. и государства У. В стране — в разных областях в большей или меньшей степени — утвердилась власть цзиньского императора Сыма Яня (265—289).
Кризис рабовладельческого общества, кровавое подавление народных восстаний и внутренние войны разорили хозяйство Китая и привели к гибели массы людей. При подавлении восстаний каратели прибегали к поголовному истреблению народа. В «Хоуханьшу» записано: «Не было области, в которой тысячи подозреваемых не были бы преданы казни». В течение одного столетия, если верить историческим записям, численность населения сократилась с 50—56 млн. до 16 с лишним млн. Многие земледельцы были вынуждены покинуть свои деревни. Рабы бежали от своих господ. Войны привели к разрушению ирригационной системы. Записи в «Истории Троецарствия» («Саньгочжи») свидетельствуют о частых наводнениях и других стихийных бедствиях, а также о голоде, поражавшем жителей целых областей. Общественное производство резко сократилось в связи с уменьшением обрабатываемой земельной площади и запустением сел. Города были ограблены, а некоторые сожжены; торговая деятельность почти прекратилась. Даже в хозяйствах крупных землевладельцев ощущалась нехватка рабочих рук. Соперничая между собой, «сильные дома» похищали земледельцев, устраивали охоту за людьми. Солдатам своих военных отрядов, а также домашней страже (буцюй) они предоставляли маленькие участки земли. Бездомных, разоренных и пришлых, называемых в источниках бинькэ, также превращали в землепашцев. И поскольку буцюй и бинькэ находились в личной зависимости от «сильных домов», казна не получала от них никаких доходов.
В текстах докладов, подаваемых в III в. государям, отмечалось, что «сильные дома» захватили огромные пространства земли, что многие земли потеряли своих исконных хозяев, и поэтому государство обязано распорядиться этими землями. Усиление крупнейших землевладельцев грозило новым расчленением страны.
В 280 г. Сыма Янь издал указ об установлении аграрной системы, согласно которой каждый трудоспособный земледелец мог получить надел при условии выполнения определенных повинностей. Основной трудовой единицей считались податные (дин) — мужчины или женщины в возрасте от 16 до 60 лет, имеющие право на полный надел. Урожай с большей части земли шел возделывателю, а с другой части — государству. Податные в возрасте 13—15 и 61—65 лет пользовались наделом лишь в половинном размере. Дети и старики не наделялись землей и не платили податей. Взрослый податной за пользование наделом должен был отдавать казне около 2/Б собранного урожая. С каждого двора (ху), если главой его был мужчина, полагалось взимать ежегодно три штуки (пи) шелковой ткани и три весовые меры (цзинь) шелковой ваты. Если же двор возглавляла женщина, подросток или престарелый, то налог сокращался вполовину. Податные должны были отрабатывать на казенных работах до 20' дней в год. В отдаленных и пограничных районах норма уменьшалась. Эти условия, более льготные, чем во владениях «сильных домов», должны были обеспечить переход трудового люда под покровительство государства и стимулировать подъем заброшенных земель и расширение посевов. В то время во владениях «сильных домов» все еще значительную долю составляли сады, луга, виноградники и пр.
Источники не содержат сведений, насколько широко указ 280 г. был проведен в жизнь. Однако система, декларированная Сыма Янем, послужила основой аграрных мероприятий в последующие века.
Стремясь поставить в зависимость от центральной власти и привлечь на службу людей зажиточных и образованных, цзиньский правитель обещал чиновникам в качестве вознаграждения наделы земли, размеры которых зависели от ранга и занимаемой должности. А поля этих наделов обрабатывали государственные податные, личнозависимые держатели, полурабы и рабы. Государственные власти добивались ограничения количества частнозависимых земледельцев. Законом устанавливалось, что во владениях чиновников высших рангов могло числиться не более 50 дворов, освобожденных от казенных повинностей. На землях чиновников низших рангов количество дворов было меньшим.
Эта реформа непосредственно не затрагивала интересов верхнего слоя господствующего класса, сохранявшего свои владения, но создавала для них серьезную угрозу оттока рабочей силы.
Столкновение сторонников расширения государственной собственности на землю и представителей крупных владений привело в конце III в. к вооруженным конфликтам между ними. В то же время стремление чиновников закрепить за собою полученные на кормление земли, возложить на пахарей тяжелые повинности и усилить их личную зависимость вызвало народные возмущения. Особенно массовым было движение в Сычуани и Шэньси. Отряды повстанцев объединяли тысячи обездоленных, голодных, бездомных. Они нападали на усадьбы «сильных домов», чиновников, вторгались в городские поселения.
После смерти Сыма Яня в 289 г. началась борьба за престол между императрицами, императорами и их многочисленными братьями, войска которых занимали, жгли и грабили старинные столичные города. В помощь себе они нанимали отряды кочевников сяньбийцев и уху-аней, а также гуннских конников. Китайские войска перестали охранять пограничные окраины и тем самым открыли путь соседним племенам для вторжения в Китай.