Ранние феодальные государства Китая
Образование империй Суй и Тан
Во второй половине VI в. экономические и политические различия между Севером и Югом значительно смягчились. На смену власти тобийских правителей в северо-восточном государстве Ци и в северо-западном — Чжоу пришли китайцы. Боеспособное тобийское конное войско давно перестало существовать, а кочевники ассимилировались в массе местного населения. Из южных краев, где не прекращались междоусобные войны, а гнет феодалов становился • все более тяжелым, в северные земли бежали разоренные земледельцы и обездоленный люд. Южные племена мяо частично переселились на вэйскую территорию. Иногда и представители господствующего класса бежали в Северный Китай. Попав в тяжелые условия, южнокитайские феодалы и военачальники искали спасения и приюта у северян. Кочевники Центральной Азии, создав союз, возглавленный тюркскими племенами, угрожали вторжением в Поднебесную. Внутренние и внешние причины настоятельно диктовали необходимость объединения всей страны.
Инициатива в объединении страны принадлежала северному государству Чжоу, которое располагало хорошим войском и, по-видимому, способными военачальниками. К тому же опасность подчинения новым завоевателем в Шэньси была особенно реальной. Правители Чжоу и их полководцы провели несколько успешных кампаний по присоединению китайских территорий на юго-западе. Затем под водительством Ян Цзяня чжоуские войска двинулись на восток. В 581 г. они заняли всю территорию северо-восточного царства" Ци, а вскоре закончили завоевание Юга.
Такое сравнительно быстрое объединение огромной страны, осуществленное вооруженным путем, объяснялось глубокими причинами. Экономические и политические интересы Китая требовали прекращения внутренних войн и объединения мелких нестойких царств в единую империю. Основа для такого объединения сложилась еще в древние века, когда на всей территории Поднебесной распространилась культура земледелия, одинаковая по уровню навыков земледельцев в использовании мелких и примитивных орудий производства. Большую роль в полеводстве повсюду играло искусственное орошение. Экономическая необходимость организации крупной ирригационной сети, без которой не могло существовать земледелие, требовала создания единой власти. Губительные разливы рек, пересекавших всю страну с запада на восток, не могли быть предотвращены силами отдельных властителей. Для ликвидации последствий разливов необходимы были большие средства и множество рабочих рук. Таким образом, обширное китайское сельское хозяйство нуждалось в единой государственной организации.
Бедственное положение вынуждало порабощенных крестьян — держателей государственных наделов, землепашцев, зависимых от отдельных феодалов, бежать от хозяев, бросать наделы, уходить под покровительство новых господ или на еще не возделанные земли. Прекратить такую миграцию могла только единая централизованная власть. Установить на обширных просторах Китая монопольную собственность господствующего класса на землю, прекратить бегство и переселение, сохранить складывающиеся формы эксплуатации и вместе с тем завершить борьбу с общинными организациями в деревне была в состоянии только очень сильная власть.
Наконец, мелкие и слабые царства не могли защитить огромную сухопутную границу земледельческих районов Китая, которым с новой силой угрожали набеги кочевников-соседей. Внешняя опасность была особенно страшна на севере страны. Это заставляло именно там иметь значительное войско и держать в повиновении другие царства, чтобы бросить нужные военные силы на охрану китайских границ.
Объединение страны облегчалось тем, что китайская (ханьская) народность сложилась на Севере значительно раньше, чем на Юге, а заселение северянами Юга стимулировало тяготение жителей этих районов друг к другу.
В 589 г. полководец Ян Цзянь был провозглашен императором, а его династия получила наименование Суй. Ян Цзянь, как и его сын Ян Гуан, добивался установления единодержавной деспотической власти. Не желая признавать императора, властители значительных территорий сопротивлялись новой власти. Но Ян Цзянь беспощадно с ними расправился.
Объединение отдельных царств и прекращение междоусобицы вызвали экономический и культурный подъем в стране. Расширилась площадь посевов, выросла численность населения. Начали заново отстраиваться разрушенные города, оживилась торговля. Император, придерживавшийся конфуцианского учения об организации государства, стал приглашать на службу ученых. За особую плату отыскивали и свозили в императорское книгохранилище свитки и сохранившиеся фрагменты древних произведений.
В 604 г. Ян Цзянь был убит своим сыном, который и вступил затем на престол. Китайские историки XI в., особенно Сыма Гуан, изображают Ян Гуана жестоким деспотом, упоенным своей безграничной властью, одержимым манией роскоши и идеями грандиозных мероприятий. Основу его политики составляли мероприятия, направленные на увеличение доходов казны, а также значительная экономическая и политическая централизация. Ян Гуан перенес столицу в Лоян, отстроил этот город заново и переселил в него до 10 тыс. богатых семей. Дворцовый ансамбль состоял из красивых вычурной постройки зданий; был разбит громадный парк с редкостными растениями, диковинными зверями, прудами и каналами. Комнаты дворцов с мебелью и украшениями поражали сказочной роскошью. Император содержал многочисленный гарем. Время от времени он устраивал пышные празднества.
Стремясь сосредоточить в своем распоряжении все продовольственные запасы страны, Ян Гуан приказал вырыть у Лояна громадные зернохранилища, куда должны были свозить налоговое зерно. Для усиления централизации он предпринял строительство сплошного водного пути от Ханчжоуского залива к Янцзы, а затем к Хуанхэ в сторону Лояна. Канал, известный в истории как Великий или Императорский, был сооружен частично на базе древних каналов, но четыре канала были прорыты заново, а течение некоторых рек обращено вспять. На этом водном пути имелись шлюзы, и обслуживали его 80 тыс. человек. Ян Гуан совершал по каналу плавание на пышно разукрашенном корабле с громадной свитой.
Строительство канала имело для страны большое экономическое и стратегическое значение. Перевозка налогового зерна и различных товаров морем вокруг Шаньдунского полуострова была сопряжена с риском. Связь с Сычуанью и богатым Югом была затруднена. С сооружением канала укреплялись экономические отношения между отдаленными районами страны, облегчалась перевозка грузов, открывались новые возможности для развития торговли. Водный путь способствовал административной централизации и ускорил передачу приказов и распоряжений. Наконец, этот путь облегчал переброску войск на большие расстояния. При Ян Гуане велись также работы по восстановлению частично разрушенной Великой стены и строительству дорожных трактов.
Внешняя политика империи приобретала все более агрессивный характер. Тюрки представляли для Китая грозную опасность, с которой следовало считаться. Китай стремился расколоть Тюркский каганат и таким образом ослабить его силы. Китайская империя вела длительные войны на Юге против вьетнамцев. Затем свои захватнические устремления суйские повелители направили на северо-восток, где сталкивались китайские и корейские интересы за влияние на племена, обитавшие в Маньчжурии. С корейским государством Когурё у Китая возникло соперничество на морских путях. Войну против Когурё начал еще Ян Цзянь, а Ян Гуан продолжил ее, он организовал три новых похода. Несмотря на участие большого сухопутного войска и многочисленного флота, походы окончились безуспешно. Для своих военных походов суйское правительство мобилизовало в войско множество людей. Податные, согнанные на государственную барщину из деревень, строили корабли у шаньдунского побережья. Люди погибали от тяжелой работы и недоедания. Чтобы обеспечить войско продовольствием в безлюдных районах за Великой стеной, были мобилизованы крестьяне, которые тянули маленькие повозки с мешками риса или гребли на груженных зерном лодках. Измученные длинной дорогой и отсутствием продовольствия, люди нередко обращались в бегство. В источниках говорилось о том времени: «Из местностей к югу от рек Хуай и Янцзы были набраны люди для перевозки риса. Суда плыли друг за другом на расстоянии 1000 ли. На дорогах шло взад и вперед несколько сот тысяч человек и движение не прекращалось ни днем, ни ночью. Трупы лежали высокими холмами, смрад от них распространялся по всему пути».
От военных мероприятий Ян Гуана особенно тяжко приходилось жителям Хэбэй-Шаньдунского района и Хэнани, которые и без того пострадали от разлива рек, затопивших 30 округов. На северо-востоке скопилось большое число беглых воинов и возчиков. Именно там в 610 г. вспыхнуло народное восстание. Правительство не могло подавить это массовое движение. Повстанцы расправлялись с чиновниками и феодалами, пытались образовать самостоятельное царство, провозгласив государем Доу Цзян-дэ, бывшего сельского старосту и воина. В других районах страны также происходили волнения крестьян.
Крупные феодалы были недовольны крайним усилением центральной власти и стремлением императора лично распоряжаться всеми богатствами и зерновыми запасами страны. Восстания крестьян, неспособность правительства подавить их чрезвычайно 'пугали феодалов. Воспользовавшись ееудачей корейского похода, в котором участвовал сам Сын неба, феодалы подняли мятеж. Ян Гуану пришлось бежать на юг, где он был убит.
В стране возникла смута. Отпрыски дома Суй один за другим провозглашали себя императорами. Крупные феодалы также предъявляли свои претензии на престол, захватывали территорию, присваивали титулы. Наиболее сильным в этой борьбе оказался шаньский властитель Ли Юань, имевший высокий титул гуна. С большим войском, усиленным конницей союзных тюркских племен, Ли Юань вместе с тремя сыновьями выступил на защиту суйского дома. Но, заняв Чанъань, он изменил свои намерения и провозгласил себя императором. Его войско вскоре усмирило мятежных феодалов.
Большое значение для объединения страны под властью новой династии Тан имела осторожная политика Ли Юаня, который старался прослыть миротворцем и добивался поддержки различных социальных групп населения. Чтобы успокоить крестьянские массы, Таны объявили о ликвидации податной задолженности за прошлые годы и ограничении сроков государственной барщины. Указы повелевали освободить крестьян, проданных в рабство, а феодалам запрещали убивать крестьян. Новые власти объявили о помощи голодающему населению, о помощи вступающим в брак и т. д. Завоевав Северный Китай, Ли Юань проявил большую заботу о ремонте каналов и борьбе с последствиями наводнений.
Своим противникам-феодалам Таны обещали помилование в случае изъявления покорности. Особое покровительство оказывали купцам и торговле. Таны обещали амнистию восставшим крестьянам. Однако это не помешало им разгромить и уничтожить повстанческие центры. Руководитель восстания Доу Цзянь-дэ был предан мучительной казни. Вооруженная борьба за объединение страны и гибкая политика дома Тан обеспечили им к 628 г. полную победу.
В 626 г. Ли Юань якобы добровольно уступил власть своему младшему сыну Ли Ши-миню, более известному в истории под храмовым именем Тайцзун. Ли Ши-минь в период своего правления добился укрепления Срединной империи и расширения ее территории. Власть Танов несколько поколебалась после смерти Ли Ши-миня в 649 г. Но вскоре императрицей стала У Цзэ-тянь (У Хоу), которая временно устранила законных наследников. Она стремилась проводить в жизнь общий курс политики, намеченной Ли Ши-минем.