Три религии Древнего Китая
Лао-цзы и даосизм
Старшим современником Конфуция был, согласно преданию, Лао-цзы, легендарный основатель даосизма, обожествленный впоследствии как Лао- цзюнь («господь Лао»).
Лао-цзы какое-то время служил хранителем архивов при дворе іосударя. Коіда Лао-цзы решил уехать из Китая куда-то на Запад, начальник пограничной заставы уговорил мудреца написать перед отъездом сочинение, излагающее его учение.
Так появилась на свет «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ», иначе — «Канон Пути и его Силы»). Бамбуковые планки, покрытые пятью тысячами иероглифов, заняли три телеги.
«Дао дэ цзин» содержит основную суть учения даосизма. Дао — это всеобщий закон природы, первопричина всего сущего, источник всех явлений материальной и духовной жизни. Дао никем не создано; все, что существует, произошло от дао, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Дэ — это проявление дао, его сила. Все, что порождает дао, проявляется через дэ. Дао нельзя постичь напрямую: то, что можно услышать, увидеть, ощутить, понять, — это не дао. Чтобы все-таки познать дао. человек должен встать на путь «естественности, стать предельно податливым по отношению к дао, проникнуть в закономерности бытия путем полного подчинения им.
Рассказывали, будто бы основатель даосизма родился на свет уже седовласым. Самое имя Лао- цзы можно перевести как «старый ребенок». Это отражает одну из важнейших мыслей «Дао дэ цзин»: истинный мудрец подобен младенцу.
Самым известным духовным последователем Лао-цзы был Чжуан Чжоу (Чжуан-цзы), живший столетие спустя. Книга, носящая его имя, содержит рассуждения и притчи, раскрывающие сущность даосского мировоззрения.
По мысли автора, все вещи и формы в этом мире подвержены бесконечным превращениям, нет ничего постоянного или вечного. Однако иной мир — мир нетленных сущностей, где пребывает дао, — не подвержен изменениям. Чтобы постичь его, человек должен отказаться от устоявшихся взглядов, преодолеть привычку все время выносить суждения о вещах.
Чжуан-цзы подчеркивал, что противоположности взаимно порождают друг друга и поэтому их противоположность относительна. Например, для спящего человека сновидение — такая же реальность, как состояние бодрствования для того, кто не спит.
Чжуан-цзы рассказывает, как однажды ему приснилось, что он — бабочка, порхающая вокруг цветов. Увлеченная своими полетами, его душа не сознавала своей человеческой природы. Внезапно пробудившись, Чжуан-цзы не мог понять, кто он на самом деле: человек, которому снилось, что он — бабочка, или бабочка, которой снится, что она — человек.
В последнее время все больше поконников появляется у такого вида спорта, как бодибилдинг. Открываются новые спортивные клубы, тренажерные залы. И это правильно, ведь он проповедует не только красоту человеческого тела, но и здоровый ображ жизни в целом.
Старшим современником Конфуция был, согласно преданию, Лао-цзы, легендарный основатель даосизма, обожествленный впоследствии как Лао- цзюнь («господь Лао»).
Лао-цзы какое-то время служил хранителем архивов при дворе іосударя. Коіда Лао-цзы решил уехать из Китая куда-то на Запад, начальник пограничной заставы уговорил мудреца написать перед отъездом сочинение, излагающее его учение.
Так появилась на свет «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ», иначе — «Канон Пути и его Силы»). Бамбуковые планки, покрытые пятью тысячами иероглифов, заняли три телеги.
«Дао дэ цзин» содержит основную суть учения даосизма. Дао — это всеобщий закон природы, первопричина всего сущего, источник всех явлений материальной и духовной жизни. Дао никем не создано; все, что существует, произошло от дао, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Дэ — это проявление дао, его сила. Все, что порождает дао, проявляется через дэ. Дао нельзя постичь напрямую: то, что можно услышать, увидеть, ощутить, понять, — это не дао. Чтобы все-таки познать дао. человек должен встать на путь «естественности, стать предельно податливым по отношению к дао, проникнуть в закономерности бытия путем полного подчинения им.
Рассказывали, будто бы основатель даосизма родился на свет уже седовласым. Самое имя Лао- цзы можно перевести как «старый ребенок». Это отражает одну из важнейших мыслей «Дао дэ цзин»: истинный мудрец подобен младенцу.
Самым известным духовным последователем Лао-цзы был Чжуан Чжоу (Чжуан-цзы), живший столетие спустя. Книга, носящая его имя, содержит рассуждения и притчи, раскрывающие сущность даосского мировоззрения.
По мысли автора, все вещи и формы в этом мире подвержены бесконечным превращениям, нет ничего постоянного или вечного. Однако иной мир — мир нетленных сущностей, где пребывает дао, — не подвержен изменениям. Чтобы постичь его, человек должен отказаться от устоявшихся взглядов, преодолеть привычку все время выносить суждения о вещах.
Чжуан-цзы подчеркивал, что противоположности взаимно порождают друг друга и поэтому их противоположность относительна. Например, для спящего человека сновидение — такая же реальность, как состояние бодрствования для того, кто не спит.
Чжуан-цзы рассказывает, как однажды ему приснилось, что он — бабочка, порхающая вокруг цветов. Увлеченная своими полетами, его душа не сознавала своей человеческой природы. Внезапно пробудившись, Чжуан-цзы не мог понять, кто он на самом деле: человек, которому снилось, что он — бабочка, или бабочка, которой снится, что она — человек.
На правах рекламы
В последнее время все больше поконников появляется у такого вида спорта, как бодибилдинг. Открываются новые спортивные клубы, тренажерные залы. И это правильно, ведь он проповедует не только красоту человеческого тела, но и здоровый ображ жизни в целом.