«Народовластие» Сунь Ят-Сена
Этот документ, составленный на основе буржуазно-демократических конституций западных стран, отражал прогрессивный характер идеи народовластия в конкретных исторических условиях Китая. Вместе с тем в конституции не могла не проявиться слабость китайской буржуазии и ограниченность буржуазной демократии вообще. При помощи конституции и других законодательных актов Сунь Ят-сен пытался закрепить завоевания буржуазной революции, которая свергла не только чужеземное маньчжурское владычество, но и феодально-абсолютистский строй.
Конституция прежде всего защищала буржуазную частную собственность и свободу эксплуатации наемного труда: «Народ свободен во владении собственностью и занятии предпринимательской деятельностью». Поскольку ни в конституции, ни в других законах Временного революционного правительства не было статьи, ограничивающей земельную или иную собственность феодалов, то свобода владения собственностью распространялась не только на буржуазию, но и на помещиков.
Временная конституция Китайской республики предусматривала установление трехпалатной системы (а не пятипалат-ной, планировавшейся Сунь Ят-сеном до и после Синьхайской революции). В ст. 4 конституции говорилось: «Управление Китайской республикой будет осуществляться через Национальное собрание, временного президента, членов кабинета министров и судебную палату». Члены кабинета министров и судьи назначались временным президентом (ст. 34, 38), который в свою очередь избирался Национальным собранием (ст. 29), включавшим по пять депутатов, избранных от каждой провинции, а также представителей национальных районов. Что касается порядка избрания членов Национального собрания, то он «определяется на местах» (ст. 17, 18). В законе о Национальном собрании, опубликованном спустя 22 дня после провозглашения временной конституции, также не было статьи о порядке выборов в Национальное собрание. Это давало возможность помещикам, буржуазии и вообще местной верхушке обеспечить себе преимущество на выборах.
Конституция объявляла о предоставлении всем гражданам страны демократических прав и свобод (ст. 6), но не содержала на этот счет никаких гарантий. Более того, в ст. 15 указывалось, что права народа «могут быть ограничены в интересах всего общества, в интересах поддержания порядка или ввиду чрезвычайных обстоятельств». Фактически эта статья создавала лазейку для нарушения конституционных прав.
В конституции ни слова не упоминалось о равноправии женщин, более того, в законе о Национальном собрании подчеркивалось, что «членом национального собрания может быть любой гражданин Китайской республики мужского пола, достигший 25-летнего возраста...».
Непоследовательны были конституционные положения о функциях судебной власти. Конституция устанавливала гласность судопроизводства (ст. 50), хотя и с оговоркой: «В тех случаях, когда будет признано, что это может нанести вред общественному спокойствию и порядку, суд должен быть закрытым». Противоречивы были положения о независимости судебной палаты. Так, ст. 51 гласила: «Судья в своей деятельности ни от кого не зависит, и давление на него со стороны вышестоящих инстанций недопустимо». В то же время ст. 48 предусматривала: «Судебная палата создается из судей, каждый из которых назначается президентом и министром юстиции». Таким образом, независимость судебных органов оказывалась фикцией.
Словом, временная конституция, выработанная Сунь Ят-сеном, отличалась наряду с общими слабостями, свойственными всякой буржуазно-демократической конституции, еще и уступками феодально-помещичьим силам. Конституция пыталась предотвратить личную диктатуру путем ограничения власти временного президента и расширения прерогатив Национального собрания. В гл. 4 указывалось, что в вопросах организации управления в провинциях, при назначении государственных министров и послов, при объявлении амнистии, войны, при заключении договоров с иностранными державами временный президент имеет право действовать только с одобрения и разрешения Национального собрания (ст. 33, 34, 35, 40). Национальному собранию конституцией предоставлялось право учредить специальный суд для разбора дела президента, если он будет обвинен в совершении государственного преступления (ст. 41).
При всех своих недостатках конституция Сунь Ят-сена была, несомненно, прогрессивной для того времени. В ней делалась попытка сформулировать основные законы буржуазно-демократического государства. Само ее опубликование имело огромное значение для воспитания идей демократизма в сознании китайского народа.
Торопясь с опубликованием конституции, Сунь Ят-сен и его соратники надеялись при ее помощи ограничить власть Юань Ши-кая, которому Сунь Ят-сен к тому времени уже решил передать полномочия. Конечно, это была иллюзия — переоценка значения буржуазных законов. Придя к власти, ставленник милитаристов Юань Ши-кай вообще отменил конституцию Сунь Ят-сена.
Сунь Ят-сен и его партия не нашли в себе сил и решимости перенять у французских якобинцев практику суровых мер по отношению к наиболее злостным контрреволюционерам. Маньчжурские и китайские феодалы, реакционные милитаристские сатрапы, крупные чиновники цинского режима не только не были лишены свободы деятельности, но открыто собирали силы и готовили контрреволюционный переворот.