Изобретение компаса
Понадобилась целая тысяча лет для того, чтобы магнитный компас перешел с суши на море. До того, как они получили этот прибор, мореходы умели находить путь в открытом море по солнцу и звездам. Но они слепли, как только небо заволакивали тучи. В таких случаях им оставалось только молиться богам. Компас сделал моряков зрячими в любую погоду. Прибор, сделанный руками человека, действовал куда лучше всех богов. Ему не нужно было ни молиться, ни приносить жертвы, и самое главное — он никогда не подводил.
Путь вдоль северных берегов Европы и Азии называют Северным морским путем. Северный морской путь освоен только в советское время — советскими людьми. Вдоль южных берегов Азии также проходит великий морской путь. Этот путь осваивался с глубокой древности мореплавателями многих народов. Южный морской путь прокладывали греки и египтяне, арабы и индийцы, китайцы и индонезийцы. Он связывал воедино страны Восточной и Южной Азии, острова Индонезии и Филиппины, от него отходили ответвления и в Африку.
Условия для плавания по Южному морскому пути вдоль берегов Азии бесконечно более благоприятны, чем на Северном морском пути. Здесь никогда не бывает льдов, в определенное время года дуют попутные ветры — муссоны. Пользуясь этими ветрами, парусные суда издавна могли ходить в обоих направлениях, как бы по расписанию. Однако только китайское изобретение — компас — превратил Южный морской путь, как мы сказали бы теперь, в постоянно действующую магистраль.
Судовой компас был впервые применен китайцами в XI в. н. э. От прежних он отличался тем, что ложку заменила намагниченная стрелка. Стрелка укреплялась в середине камышинки, которая была чуть короче ее. Этот поплавок плавал в сосуде с водой. Такой прибор давал верные показания даже при самой сильной качке. Почти одновременно появился компас иного образца. Этот прибор описал в своем труде знаменитый ученый XI в. Шэнь Гуа, о котором мы уже говорили. В таком компасе стрелка изготовлялась из обыкновенной швейной иглы и намагничивалась с помощью природного магнита. Шэнь Гуа открыл явление магнитного отклонения: он первый узнал, что географический и магнитный меридианы не совпадают, а расположены под известным углом друг к другу.
Шэнь Гуа производил и опыты с другими видами компаса, например, с магнитной осью, насаженной на стержень. Этот компас нуждался в устойчивой, отполированной точке опоры. А такой точкой мог служить и длинный-предлинный ноготь на руке знатного китайца. Ногти эти носили в знак презрения к физическому труду. Но Шэнь Гуа придумал, как приспособить их к делу.
Первым ученым, который сообщил о применении компаса на морских судах, был, однако, не Шэнь Гуа, а Чжу Юй. Книга Чжу Юя вышла в 1119 г. Он приводит в ней, между прочим, воспоминания своего отца, который был важным чиновником в южно-китайском порту Кантон. Отец Чжу Юя по своей должности постоянно общался с местными моряками. От него Чжу Юй узнал, что кантонские моряки пользовались компасом уже в 1099— 1102 гг.
«Кормчим ведомы очертания берегов, и ночью они определяют путь по звездам, днем — по солнцу, — писал Чжу Юй. — Если же солнце скрыто за тучами, то пользуются они югоуказующей иглой». Кому именно пришла в голову замечательная мысль применить компас в мореплавании, мы так и не знаем. Автором этого великого открытия является народ Китая. Но не те китайцы, которые отращивали себе длинные ногти, а те, кто сызмальства привыкал к тяжелому труду на парусных и гребных судах.
Конечно, современные компасы и другие приборы, которыми пользуются моряки и летчики, отличаются от китайских компасов XI в., как мужчина во цвете сил от только что родившегося ребенка. Но во всяком деле важен почин. Почин китайских моряков XI в. открыл совершенно новую главу в истории мореплавания.