Старейший шаолиньский стиль ушу Лохань-цюань («Кулак архатов»)
«Накопи силу и атакуй, словно выпущенная стрела.
Когда утратил силу, не позволяй колесам
крутиться беспорядочно.
Смелость должна быть великой, а сознание —
утонченно-восприимчивым.»
Из наставлений о тактике стиля Лохань-цюань
Кстати, в этом также проявилась уникальность стиля, так как архаты почитаются одними из существ, обладающих духовным совершенством, и находятся в одном ряду с буддами и пратьека-буддами, почитающимися очень высоко. Архаты – это святые, которые постигли истину и уже наслаждаются нирваной, но полностью погрузиться в нее смогут только после смерти своего физического тела — единственной преграды, отделяющих их от юдоли страданий – сансары.
И хотя в буддизме известно множество архатов, самых известных среди них шестнадцать, к которым примыкают еще двое - Цзянлун («Дракон, спустившийся с небес») и Фуху («Подчиняющий тигров»). Несмотря на то, что списки архатов иногда не совпадают даже в таких буддийских текстах как «Сутра о будде Амида» и «Примечания к буддийскому учению», как раз этих восемнадцать особо почитают в шаолиньских традициях ушу.
Согласно преданиям «Кулак архатов» с давних пор практиковался в Шаолине. Возможно, в силу каких-то обстоятельств он дошел к нам несколько видоизмененным, что вовсе не лишает его той таинственности, романтизма и привлекательности, которая сегодня приводит к ушу множество почитателей «кулачного искусства». На сегодня и в южных и в северных стилях ушу широко представлены комплексы с таким названием. Наиболее известным на севере Китая является Шаолинь мицзун-пай лохань-цюань , в переводе - «Кулак архатов Шаолиньского стиля запутанного следа».Южный Кулак архатов широко практикуется в знаменитом Хунцзя-цюань, где известными являются комплексы Сяо Лохань-цюань означающий «Малый кулак архатов» и содержащий 27-мь позиций, Да Лохань-цюань, то есть «Большой кулак архатов» включающий 54-е позиции и Ибайлиньбаши лохань-цюань или «Кулак архатов в 108 позициях».
Однако то, что Лохань-цюань провинции Фуцзянь есть самым знаменитым, является бесспорным фактом. Истоки самой известной ветви фуцзяньского «Кулака архатов» исходят от странствующего монаха Кунъиня, который, согласно легенде, пришел с севера в Южный Шаолинь (возможно, именно поэтому северный и южный Лохань-цюань имеют много схожего) и передал свое мастерство владения стилем монаху Хуйчэнь (или Хуйгуй) из храма Кайюань-сы. Тот же, в свою очередь, обучил искусству «Кулака архатов» храмового работника по имени Юнь Ишань, тайно вскоре бежавшего и скрывавшегося в Фучжоу. Там он передал мастерство Лохань-цюаня некоему Ван Цыци, от которого уже и передалась эта ветвь стиля нынешним последователям.
О его популярности свидетельствует как ареал распространения, так и наличие многочисленных ветвей, от простого «Кулака архатов» до «Кулака лавки благовоний» и т.д., со своей генеалогией. Несмотря на некоторые различия между разными ветвями, всё же сохраняется намного больше общего в методике и технике тренировок, позволяющего предположить, что их исток единый.
Краткая формулировка основных особенностей фуцзяньского Лохань-цюань такова: короткие и лаконичные удары кулаком, ши («наполненные») и безыскусные, в технике рук изобилуют бянь («изменения»); прочные, ши («наполненные») и чень («притопленные») стойки; туловище подвижное, ловкое и легкое; максимальная цзинъли (сила), но при этом искусная; как обезьяна нужно прыгать , и как колонна – стоять; удары ногами приходятся не выше живота; слаженность действий силы и ци, ци помогает увеличить силу, силе помогают с помощью выкриков; явственно различаются дун («движение») и цзин («покой»).
Наставления мастеров о тактике стиля Лохань-цюань заключаются в том, что боец должен накопить силу и атаковать, словно выпущенная стрела. Утратив силу, он не должен позволять беспорядочно крутиться колесам. Смелость бойца должна быть великой, а его сознание — утонченно-восприимчивым. Руки должны повиноваться воле (и). Его тело приходит в движение, и сразу же нога делает шаг. Нога бойца в ударе не должна подниматься выше живота. Приближаясь к противнику, боец низко держит туловище. Его соприкосновение с противником моментально рождает бянъ («изменение»), и подобен выстрелу (цзянь) выброс силы (фа).
Важнейшее значение в «кулачном искусстве», согласно утверждениям мастеров «Кулака архатов» имеют «принципы» (ли) и «методы» (фа). Основой «методов» есть «принципы», развивающиеся «методами». Коренящаяся в шэнь («духе») цюаньфа мыслится как продукт движения ци, проявление жизненной энергии ци. Если нет ци, «кулачное искусство» не может быть реализовано, при отсутствии «духа» нельзя управлять ци (юнь ци). Ци является секретом успешного применения цюаньфа, а управление «духом» есть ключом к управлению ци.
Выполняемые руками приемы являются преобладающими в технике Лохань-цюань. Молниеносный выброс руки в ударе (чу), гибкое движение руки в полете (юнь), но рука становится твердо-каменной в момент поражения цели (чжэ). Большое внимание уделяется точности (чжуньцюэ) и гармоничности (шуньда) ударов. При атаке противником перебивай его прямые удары (чжи) своими поперечными (хэн), атакует поперечными – перебивай прямыми. Так гласит теория работы руками.
Тренировка «кулачного искусства» требует соблюдения трех основных принципов:
- принцип саньчжэн («трех прямых» - прямо (вертикально) держать голову и туловище, прямой должна быть стойка);
- принцип утун («пяти связей» - руки связаны с глазами, глаза - с сознанием, плечи - с поясницей, туловище - с шагами, верх - с низом)
- принцип саньбянь («трех изменения (смены)» - смена положения рук, положения туловища, положения стойки).
Соблюдая эти принципы, боец обеспечит правильное прямое положение туловища и прочность стоек, координацию нэй-вай сетяо («внутреннего» и «внешнего»), гармонию верха и низа, «единый исток правого и левого», ляньгуань («связность») и ваньчжэн («целостность»), скорость действий и многообразие изменений.
Сегодня доподлинно неизвестно, как выглядел этот очень древний комплекс первоначально, и какими приемами владели мастера в древности. Ко всему, как утверждают историки, и Бодхидхарма вроде бы не был среди основателей Шаолиня, ни, тем более, создателем шаолиньской школы ушу... Но разве это имеет значение доля для истинных ценителей ушу и последователей древнего стиля Лохань-цюань – «Кулака архатов».
Вам в жизни не хватает адреналина? Жить не можете без экстрима? Тогда Вам, быть может, стоит присмотреться к паркуру? В последнее время паркур все больше и больше завоевывает сердца своих поклонников и быть может именно Вы станете одним из них.