К истокам кулачного искусства: Шаолиньская школа ушу.
Существует два основных способа классификации школ ушу. Первый способ определяет место возникновения школы, второй – по технике боя. В
Свое название школа получила от названия монастыря Шаолиньсы, расположенного в горах Суншань провинции Хэнань. Стиль кулачного искусства, отточенный монахами Шаолинського монастыря на протяжении многих веков, воспетый в легендах и преданиях до сих пор вызывает неподдельный интерес.
Ошибочным является мнение о том, что шаолиньский стиль представляет собой что-то застывшее и однообразное. Каждое следующее поколение выдающихся мастеров вносили что-то новое, обогащая комплексы упражнений (таолу) новыми элементами. Шаолиньская школа широко представлена северным и южным течениями, в которых насчитывается не менее семисот комплексов формальных упражнений.
В то же время, разнообразие комплексов упражнений и богатство их содержания объединено и подчинено определенным практическим и теоретическим постулатам, остающимися нерушимыми на протяжении всего времени существования Шаолиньской школы. Во множестве стилей в свою очередь выделяются «внутренние» (нэйгун) и «внешние» (вайгун), «жесткие» (ингун) и «легкие» (цингун), «цигун» и т.п.
Основой «внутренних» стилей является накопление эссенции «цзин» и управление циркуляцией внутренней энергии «ци». Практически «нэйгун» помогает поддерживать жизнедеятельность организма, функции внутренних органов и обмен веществ. Буддийские методы тренировки способствуют внутреннему укреплению организма и закалке духа.
С помощью «внешних» и «жестких» стилей бойцы тренируют и закаляют определенные части тела, достигая их необычайной силы, гибкости, энергии. «Легкие» стили позволяют отрабатывать бег, прыжки и кувырки. «Цигун» способствует оздоровлению организма через поддержание циркуляции энергии «ци».
По технике боя мастера Шаолиньской школы прославились в кулачном искусстве и в «звериных стилях», в боях с применением деревянных палок
Шаолиньское кулачное искусство знаменито силой и гибкостью, его показная жесткость скрывает внутреннюю мягкость. Шаолиньское искусство кулачного боя зачастую применялось в реальном бою, когда необходимо было четко и быстро наступать и обороняться. При атаках использовались преимущественно прямые интенсивные удары по противнику.
Искусство владения палкой (гуньшу), которым в совершенстве владели шаолиньские монахи, пользовалось огромной популярностью среди китайцев во все времена, на протяжении правления многих династий. Палка в руках мастера превращалась в рубящее и колющее оружие. Палкой можно было наносить сметающие, обрушивающие и тычущие удары.
Нередко противник попросту терялся от вращений и обхватов, обводящих и дразнящих движений, подцепляющих и ковыряющих, удушающих и блокирующих движений, связывающих действия противника. Простые с виду приемы требовали высочайшего мастерства. Особая тренированность рук, высокая координация, слаженность движений являлись основными характеристика бойца, мастерски владеющего палкой.
Тело и палка должны были быть одним целым. Сосредоточив всю свою силу на конце палки, боец должен был действовать быстро, четко и решительно, как хорошо отлаженный механизм. Подобная техника не только помогала побеждать противника, но и оказывала положительное влияние на здоровье бойца.
Одним из подвидов Шаолиньской школы боевых искусств является «Цигун». В многообразии стилей «цигун» особой популярностью пользовались «Ицзиньцзин», «Сяогун» и «Чжаньчжуангун». «Ицзиньцзин» (Канон об изменениях в мышцах) представляет собой систему физического и психологического оздоровления. Комплекс гимнастических упражнений дополняется отдельными медитативно-дыхательными упражнениями, суставной гимнастикой, методами самоконтроля. Обучающиеся практиковали правильный образ жизни, диетологию и методы регуляции сознания.
«Сяогун» (Малые боевые упражнения) состоит из комплекса базовых упражнений, с помощью которых развивается ловкость и гибкость. «Чжаньчжуангун» (Стояние столбом) состоит в основном из статических упражнений, задачей которых является работа над внутренней энергией «ци» для укрепления организма.
Похожие материалы на портале о спортивном и традиционном ушу:
Новые статьи на портале о спортивном и традиционном ушу:
- Хунцзя-цюань и Юнчунь-цюань - разные истории возникновения стилей
- Цайлифо-цюань и его основатель Чэнь Хэн, собравший в один стиль самое лучшее
- Рекомендации, необходимые для освоения нань-цюань
- Нан-цюань как одно из самых массовых направлений ушу.
- Тунбэй-цюань. История появления и становления стиля. Знаменитые мастера