Самобытный стиль ушу Хусин-цюань или «Кулак формы тигра».
«Наноси удар, будто бьешь железом;
выпускай когти, словно тигр бросается на добычу»
Из наставлений школы Хусин-цюань
История зарождения стилей ушу возникших в давние времена, времена, когда еще не было средств массовой информации, не говоря уже обДа и названия у этого стиля есть разные - Хучжуан — «Столбы тигра», Хуцзунь — «Поклонение тигру» и Юнфу Хуцзунь — «Поклонение тигру из уезда Юнфу», по названию уезда Юнфу, который считается родиной стиля. Может показаться, что иероглиф цзунь («поклонение», «почитание») означает не стиль ушу, а какой-то религиозный культ или тотемизм. Но мастера Кулака формы тигра вкладывая в название «Хуцзунь» другой смысл, совсем не молятся тигру. Для них тигр – самое почитаемое животное, царь зверей, а техника этого стиля «кулачного искусства» имеет «тигриную форму».
В соответствии с одним вариантом стиль Хусин-цюань был передан жителю деревни Фукоу буддийским монахом, который якобы переселился в Южный Шаолинь из Северного.
Другой вариант предания гласит, что Кулак формы тигра разработал сам Ли Юаньчжу, занимавшийся цюаньфа с детства. Овладев Ню-цюань (Кулаком быка), Ши-цюань (Кулаком льва) и другими стилями он применил полученные знания для разработки первого таолу Хусин-цюань, которое является «Матерью» Хуцзунь-цюань му (Кулака поклонения тигру). Именно благодаря Ли Юаньчжу техника «кулачного искусства» приобрела «тигриную форму», которая в дальнейшем непрерывно совершенствовалась и развивалась несколькими поколениями мастеров, что, несомненно, обогатило Кулак формы тигра досконально разработанной теорией и практикой.
Среди таких мастеров можно назвать двух учеников Ли Юаньчжу - Ли Чжаобэ и Чжэн Дэнгуану. Чжэн усовершенствовал способы хутуй («тигриный удар ногой»), а Ли отточил технику хучжао («тигриные когти»). С тех пор среди жителей Фуцзяни можно услышать поговорку «ноги Дэнгуана, руки Чжаобэя», как своеобразный «знак качества». Благодаря их усилиям, эти ветки стиля стали популярными в провинции Фуцзянь, и перешагнув ее границы, нашли последователей и в соседних провинциях Чжэцзян и Гуандун, благополучно дожив до наших дней.
В стиле Хусин-цюань достаточно точно копируются повадки и манера боя царя джунглей, характерными есть резкие скачки вперед и рвущие мощные удары «когтями». В этом стиле насколько важной есть внешняя имитация, что мастера Кулака формы тигра говорят: «Кулачное искусство есть подражанием форме». Ученики Хусин-цюань даже в свободное от занятий время должны ходить как кошка легко и пружинисто, немного согнув спину. Боец по психическому настрою должен стать тигром, воспроизводя движения полосатого хищника, владеть «волей» тигра, воплощающейся в яростных, но расчетливых ударах и бросках.
Особое внимание Кулак формы тигра уделяет нэйгун («внутренней работе»), подразумевающей необходимость овладения способностью выводить ци из дань-тянь (нижнего «киноварного поля») в ударную часть ноги или руки, в другую часть тела, которая принимает удар противника: «возбуждающееся внутри ци проявляется снаружи». Проявившись снаружи, ци позволит выдержать удары противника, а ци внутри защитит внутренние органы. При максимальном усилии, во время выполнения приема фали (дословно - «выброс силы»), «внешнее» и «внутреннее» должны быть согласованы. Только тогда «внутренняя работа» усилит «внешний выброс» (вайфа), ци достигнет шаоцзе (крайних точек конечностей) и «выброс силы» будет подобен баофа (мощному взрыву).
В технике «ведения ци» (юнь ци) различают тунь, что значит «поглощение» или «проглатывание» (то есть, вдох) и ту — «испускание» или «выплевывание» (то есть, выдох). Вдох - через рот, а выдох - через сжатые зубы. При выдохе губы растянуты, зубы сцеплены как «львиный оскал» (шицзуй). Сдавленный выкрик часто сопровождает выдох, так как принято считать, что «запирание» ци (би ци) может увеличить силу удара. В технике «накопления ци» (сюй ци) различается ян («кормление») и чэн («получение»). «Выплевывание» и «проглатывание», «кормление» и «получение» ци и кай («раскрытие») во время выполнения технических приемов должны быть скоординированы с хэ («закрытием»), а фу («всплытие») с чэнь («погружением»).
Доминирующими в технике Хусин-цюань есть резкие мощные удары на короткой дистанции, сопровождающиеся резким выдохом. В зависимости от способа нанесения удара, Кулак формы тигра имеет четыре типа выброса ци. Рождающееся в пояснице «усилие» реализуется бьющей рукой или ногой. Яростная атака должна сопровождаться ударами, обладающими сокрушающей мощью. Сблизившись с противником быстрым прыжком, боец, используя «твердое» усилие наносит короткий удар, т. е. выполняет «длинный прыжок — короткий удар».
Кулак формы тигра предполагает пять разных способов действий руками, соотносящиеся, как и в Кулаке белого журавля, с пятью первоэлементами. Визитной карточкой стиля Хусин-цюань есть ху-чжао, т. е., рвущие удары «тигриными когтями», что требует от бойцов этой школы специального укрепления пальцев. Усиливает удары и блоки импульс, идущий от стоп чэньцзяо (дословно - «сотрясение ног»).
Наставления стиля Хусин-цюань о технике рук говорят: «Если встретил цяо («мост») — разрушь его, нет «моста» — построй. Открывая для себя шэнмэнъ («ворота жизни»), для противника закрывай сымэнь («ворота смерти»)». «Приемы применяй по принципу фу-цзы («отец и сын»), при этом «отец» и «сын» должны быть взаимоувязаны. Встретил кун («пустое пространство») — заполняй его, при этом должны быть взаимоувязаны май («покупка») и май («продажа»)».
При использовании ударов ногами Кулак формы тигра предписывает крайнюю осторожность. Мастера Хусин-цюань наставляют: «Существует множество способов применения ног, но использование их всех требует исключительной осторожности». «Всего на три фэня приподнял ногу, а уже под ней пустота; не поднимай ногу, если только не садишься на коня». Удары ногами наносятся, соответственно, на нижнем уровне. Во избежание повреждений, для обработки ног используют травяные отвары.
Принцип Хусин-цюань гласит: «сначала защита, потом нападение», тактика боя построена на контратаках. В Кулаке формы тигра проповедуется: «Сочетай твердую атаку и твердый вход, с помощью ган (твердости) одолевай твердость», что впрочем, не отрицает применение в этом стиле «мягких» методов.
Многие наверное из нас уже обращали внимание сколько в последнее время возникает скандалов, связанных с допингом в спорте. А вот я совсем недавно случайно прочитал на сайте журнала "Лыжный спорт", что спортивная фармакология - это абсолютно не допинг - ведь с давних пор существуют природные различные средства для стимуляции организма, которые помогали еще нашим предкам добиваться значительных спортивных достижений.