История Китая
Победа революции в 1949 г.
В то время Мао Цзэдун с его шатаниями натолкнулся на серьезнейшие препятствия. Китайская
Справедливое дело китайского народа восторжествовало потому, что получило полную поддержку со стороны СССР и других братских стран, международного пролетариата и всех прогрессивных сил мира.
После победы революции в 1949 г. положение Мао Цзэдуна и его окружения было весьма трудным. У них не было никакого опыта управления государством в мирных условиях хозяйственного строительства. В 1958 г.
Мао Цзэдун вспоминал о первых годах существования КНР: «. . . поскольку мы ничего не понимали, совсем не имели опыта и были полнейшими профанами, нам оставалось только заимствовать чужое. . . Мы оказались неспособны сами проектировать, строить и оборудовать предприятия тяжелой промышленности, у нас не было опыта, в Китае не было специалистов, министры были профанами. . . Мы были вынуждены использовать советский опыт и советских специалистов, отвергая буржуазную идеологию преклонения перед специалистами» .
Стройная структура органов государственной власти
В том же 1953 г. началось выполнение первого пятилетнего плана развития народного хозяйства и культуры КНР.
Одновременно создавалась стройная структура органов государственной власти, действовавшей в соответствии с принципами демократического централизма, и система общественных организаций — профсоюзных, молодежных, женских, творческих и т. д. В 1954 г. была принята конституция Китайской Народной Республики, определившая ее государственное устройство на основах социализма. Регулярно собирались пленумы Центрального Комитета КПК, активно функционировали все партийные, государственные и общественные организации, обеспечивая полнокровную демократическую жизнь китайского общества.
Состоявшийся в сентябре 1956 г. VIII съезд КПК закрепил курс на строительство социализма в КНР. Одновременно съезд, провозгласив положение о том, что «Коммунистическая партия Китая в своей деятельности руководствуется марксизмом-ленинизмом», подчеркнул: «Только марксизм-ленинизм правильно объясняет закономерности развития общества, правильно указывает пути построения социализма и коммунизма». Из устава партии был исключен тезис о «китаизированном марксизме» и «идеях» Мао Цзэдуна как идеологической платформе КПК.
Китайский народ добивался все новых и новых успехов в экономическом и культурном строительстве. Компартия Китая плечом к плечу с КПСС и другими марксистско-ленинскими партиями работала на благо людей труда. Китайская Народная Республика вместе с Советским Союзом и другими братскими государствами в едином строю выступала на международной арене против империализма и колониализма, за торжество свободы, демократии, социализма и мира.
Бесспорные успехи народного Китая
Бесспорные успехи народного Китая во внутреннем строительстве и на международной арене были расценены Мао Цзэдуном и его сторонниками с мелкобуржуазных националистических позиций.
Они уверовали в прочность собственного положения и стали действовать на свой страх и риск, в соответствии со своими извращенными представлениями. Одновременно усилившееся сопротивление мелкого собственника и национальной буржуазии курсу на строительство социализма способствовало тому, что группа Мао Цзэдуна потащилась вслед за ними вправо.
Заявляя о разработке «своей линии строительства», отличающейся по содержанию от опыта Советского Союза, Мао Цзэдун прямо связал ее с так называемыми «десятью важнейшими взаимоотношениями», имея в виду свой доклад на расширенном заседании Политбюро ЦК КПК 25 апреля 1956 г. 1 В этом докладе провозглашалась установка «строить социализм по принципу «больше, лучше, быстрее и экономнее», объявленная позже «новой генеральной линией партии». Для се реализации предлагалось «привести в движение все активные факторы, мобилизовать все возможные силы». Мао Цзэдун призвал внести изменения в политику КПК по целому ряду направлений — коррективы, которые противоречили разрабатывавшимся тогда позициям для VIII съезда КПК. Суть этих коррективов сводилась к следующему:— пересмотреть распределение капиталовложений в тяжелую и легкую промышленность, сельское хозяйство в сторону увеличения удельного веса вложений в легкую промышленность и сельское хозяйство.
Тезис о «взаимном контроле»
Тезис о «взаимном контроле» ставил коммунистическую партию на одну доску с буржуазно-демократическими и фактически был нацелен против ее положения правящей
партии;предоставить «всем контрреволюционным элементам возможность жить и дать им занятие», что на практике свелось к приему бывших помещиков и кулаков в сельскохозяйственные кооперативы;рассматривать существующие в КПК «споры, критику и борьбу» как «неизбежные», служащие тому, чтобы помочь партии исправить ошибки, чтобы «помочь людям». Такой подход ориентировал не на укрепление единства КПК, а на его ослабление, развязывал маоистам руки для ревизии генеральной линии партии, выдвинутой в 1953 г. и позже закрепленной VIII съездом КПК;«учиться положительному у всех стран мира, у всех народов», не становясь при этом ни «сторонниками северного ветра» , ни «сторонниками заладного ветра», вести критику «догматизма» .
Тогда же Мао провозгласил: «В области искусства лозунг «пусть расцветают сто цветов», в науке — «пусть соперничают сто школ» следует сделать нашим курсом».
В конце 1956—начале 1957 г. Мао Цзэдун выдвигает теорию «противоречий внутри народа», к которым относит противоречие между китайским рабочим классом и национальной буржуазией 2, то есть переводит антагонистическое противоречие между трудом и капиталом в разряд неантагонистических.
Что является главным?
Отсюда следовала ориентировка: «Старые кадровые работники должны иметь в виду, что раньше применялись одни методы, а сейчас нужны другие методы, ибо необходимо решать проблемы внутри народа». Как и следовало ожидать, эти новые методы должны были отличаться от советского опыта.
Прикрываясь тезисом о «противоречиях внутри народа», Мао Цзэдун тянул в правопортунистическую сторону, противопоставлял интересы трудящихся народно-демократическому государству и коммунистической партии, рядовых тружеников — кадровым работникам, беспартийных— коммунистам. «В прошлом мы вместе с народом боролись против врагов, мы и народ составляли одну сторону противоречия, а враги — другую. Теперь уже недалек тот день, когда классы будут уничтожены и надо будет заняться строительством, скоро завершится борьба против контрреволюционеров. Таким образом, врагов не станет, а существующий за рубежом империализм ничем себя не проявляет, — заявлял он на совещании секретарей провинциальных и городских парткомов в январе 1957 г. — Поэтому теперь, когда возникают трудные проблемы, народ начинает пристальнее присматриваться к нам. Нужно быть готовыми к тому, что небольшая часть людей будет ежегодно устраивать беспорядки. . . »Мао прибегнул к своеобразной тактике. С одной стороны, он применяет напускную бравалу, демонстрируя собственную уверенность и стараясь таким образом запугать любые оппозиционные силы.