Багуачжан Лян Чженьпу - стиль традиционного китайского ушу.
На этом уровне изучается три набора коротких форм. В первой форме содержится восемь техник, во второй – тринадцать, в третьей – двадцать четыре. Фактически, изучая эти формы, ученик наполняет практическим смыслом каждый из восьми принципов, практиковавшиеся им ранее в Старых Восьми Ладонях.
Ученик, изучая применение этих техник, концентрируется больше на методах позволяющих добиться быстрой победы. Бой в багуачжан кардинально отличается от боев, которые можно увидеть на спортивных турнирах, не предполагающих нанесение серьезных травм и повреждений. В то же время, боец багуа стремится уничтожить противника в течение наименьшего времени. Багуачжан не предполагает обмена ударами.
Вступив в бой, боец багуа постоянно движется и изменяется, пока противник не будет повержен. Созданные для «практики отдельных движений» техники являются мощными и быстрыми. Даже изучая столь простую технику как прямой удар ладонью, ученик долго отрабатывает изменение и испускание силы с учетом возможных движений противника.
Обучение багуачжан системы Лян Чжэньпу предполагает прохождение учеником долгого пути от нэйгун хождения по кругу к Старым Восьми Ладоням и к «практике отдельных движений». И только после успешного преодоления этого пути ученик приступает к изучению комплекса из 64 движений, связанных между собой и исполняемых во время движения по кругу. Применение комплекса требует постоянной демонстрации скорости и мощи.
В процессе изучения этого комплекса ученик постигает секреты соединения хождения, связи и внимания, тренируемых в нэйгун, способности непрерывных изменений, развитой в Старых Восьми Ладонях, и отработанную «практикой отдельных движений» фа цзин. Кроме того, он обучается искусству изменяться быстро и непрерывно, чтобы никогда цзин не «прерывалась».
Достигнув мастерства при выполнении кругового комплекса из 64 связанных между собой движений, ученик переходит к изучению прямолинейного комплекса из 64 движений. В составе комплекса находится 8 форм, состоящих из 8 техник, которые выполняются по прямой линии. Эти восемь форм объединяют удары руками и удары ногами, техники циньна и броски.
А техники разрабатывались с учетом того, что на каждое движение бойца багуа противодействие противника ограничивается некоторым определенным числом движений. Поэтому движения каждой из восьми техник соответствуют наиболее вероятной контратаке противника после предыдущего движения бойца багуа.
К изучению техник циньна багуачжан ученик приступает на следующем уровне практики, содержащей три раздела: восемь малых, восемь средних и восемь больших техник. Малые техники называются техниками «мертвой руки», означающих то, что руки противника не движутся, когда он схватил вас. Считается что это наиболее удобный момент для эффективного применения циньна.
Средние техники применяются, когда обе руки противника еще «живые», поэтому они более трудны в исполнении. В этом случае руки противника движутся, например, когда он наносит удар кулаком, а боец багуа перехватив удар, применяет циньна для контроля противника.
Восемь больших техник также относятся к техникам «живой руки», но при этом ученик изучает, каким образом травмировать противника. Восемь больших техник предусматривают всевозможные приемы, от выкручивания сухожилий и переломов костей до разделения суставов и убийства.
После практики циньна ученик, изучающий багуачжан системы Лян Чжэньпу, приступает к изучению техники бросков, содержащих восемь базовых методов. Необходимо отметить, что эти броски кардинально отличаются от бросков в борьбе или дзюдо. При выполнении многих бросков багуачжан сустав противника перед броском фиксируется, что приводит к его повреждению.
В багуачжан системы Лян Чжэньпу методы бросков разделяются на иньские и янские. К янским броскам относятся броски противника, выполняемые учеником в движении. Иньские броски, наоборот, исполняются в случае попытки противника выполнить бросок, а ученик обращает бросок. Каждый из бросков может практиковаться с правым и левым входом.
После проработки бросков в течение достаточного количества времени, ученик переходит к изучению восьми разнообразных парных комплексов, а затем начинает отрабатывать знания в свободном поединке. Но необходимо отметить, что эти парные восемь комплексов совершенно не являются похожими на театрализованные поединки, которые можно увидеть во время современных соревнований по ушу.
Практикуемый в багуачжан системы Лян Чжэньпу парный комплекс более похож на слабо структурированный свободный бой. При выполнении парного комплекса ученик выполняет движения, а его партнер должен из восьми выбрать один ответов. В свою очередь ученик, в ответ на движение партнера должен из восьми техник выбрать одну для ответа. Со временем даже такая слабая структура исключается, и практика парного комплекса превращается в свободный спарринг.
После отработки парных комплексов ученик переходит к изучению ряда комплексов продвинутого уровня, которые практикуются в движении по кругу. Каждый из представленных на этом уровне комплексов был разработан для отработки специфических аспектов мастерства багуачжан системы Лян Чжэньпу. Например, если в одном из комплексов ученик концентрируется на увеличении скорости, поддерживая «мягкой» цзин, то в другом комплексе отрабатывается использование «жесткой» цзин.
На этой стадии ученику предстоит изучить много различных комплексов, среди которых нет повторяющихся ладоней. Все эти комплексы являются традиционными и разработаны для отдельных специфических тренировочных требований, все они имеют различные цели. Движения не повторяются, каждому движению присуще особое предназначение.
Во время изучения комплексов продвинутого уровня ученик также приступает к изучению мастерства владения коротким и длинным оружием, методов «воздействия на точки» - дянь сюэ. Практикуя дянь сюэ, ученик изучает точки, в которые нужно бить, какие формы рук являются наиболее эффективными для ударов по отдельным точкам, а также в каких направлениях и под какими углами нужно бить по точкам.
Ученик изучает, что может произойти с противником при попадании в какую-то определенную точку, как можно вылечить повреждение, вызванное попаданием в определенную точку. Во время изучения «воздействия на точки» (дянь сюэ) рассматриваются две категории точек. К первой категории относятся точки просто уязвимые для удара. Другая категория включает точки расположенные на нервных узлах, попадание в которые может надолго обезвредить противника.
И по завершению этого этапа обучения ученик багуачжан системы Лян Чжэньпу приблизится к заветному титулу - мастер.
Новые статьи на портале о спортивном и традиционном ушу:
- Стиль Богомола (Тан Лан Цюань) – один из многих шаолиньских стилей.
- Стиль ушу Шэцюань – образец духовного развития и физического совершенства.
- Багуачжан Фу Чженьсуна - сплав Багуачжан и Тайцзицюань.
- Учитель Инь Фу – основатель направления Инь стиля Багуачжан.
- Багуачжан направления Чэна Тинхуа – сплав Багуачжан и Шуайцзяо.
Предыдущие статьи на портале о спортивном и традиционном ушу:
- Внутренний стиль боевых искусств Китая - багуачжан семьи Фу.
- Достоинства и преимущества стиля Тайцзицюань У Цзяньцюаня.
- Стиль кулачного искусства «Синъицюань» - «кулак формы и намерения».
- Тайцзицюань семьи Чэнь – яркий образец стиля боевого кулачного искусства.
- Тайцзицюань или «Кулак Великого Предела» - уникальный стиль ушу.