Великая крестьянская война и распад империи
Обострение противоречий в танском государстве
Закон об установлении системы ляншуй и порядок исчисления податей деньгами привели к резкому возрастанию эксплуатации крестьян в деревне. Согласно реформе 780 г. налоговому обложению подверглись не только государственные податные, но и крестьяне — держатели земель у частных лиц. В источнике сказано: «Всех местных жителей внесли в реестровые книги». Зависимые держатели (кэху, дяньху, дянь-кэ) помимо ренты хозяину должны были платить налоги казне. Налогоплательщиками они не становились, а подать за них вносили их хозяева, т. е. феодалы, чиновники, ростовщики, а иногда и зажиточные семьи государственных податных. Увеличение массы налогов ухудшило положение надельных крестьян, имевших и свои частные (садово-огородные) земли (юнъе). Под тяжестью новой системы обложения они все чаще стали терять свои земли, разорялись и попадали во власть феодалов и чиновников, превращаясь из «хозяев» (чжуху) в зависимых держателей. Таким образом, государственный аппарат отказался от передела полей, перестал заниматься наделением крестьян землей и бороться с «поглощением» земли и душ.
С распадом надельной системы усилилось разорение крестьянских хозяйств по всей стране. Беглых крестьян становилось все больше. Частые наказания начальников уездов за неумение организовать поимку беглецов свидетельствовали о значительных масштабах бегства крестьян. Обездоленные, голодные люди — исконные хлебопашцы, потерявшие возможность обрабатывать землю, прятались в лесах и горах. В источниках говорится о том времени: «Один доу риса стоил 7 тыс. монет. Повсюду на дорогах лежали трупы умерших от голода».
По всей Поднебесной росли помещичьи владения, достигая иногда небывалых размеров. Крупные феодалы и военачальники могли легко освободить свои владения от обязательств перед государством. Но средние и низшие слои господствующего класса должны были вносить налоги за захваченную или купленную ими землю и за своих мелких держателей, что вызывало среди этих слоев недовольство.
Система двухразовых налогов ухудшила положение горожан, которые обязаны были платить налоги и отрабатывать трудовую повинность. «Купцы выплачивали одну тридцатую нормы налога и наравне с местными жителями (т. е. земледельцами. — Ред.) несли трудовую повинность», — записано в «Истории династии Тан». Когда же в IX в. казна оказалась в очень затруднительном положении, император издал указ о займе у купечества в связи с военной обстановкой. Полученные деньги казна обязывалась возвратить, что, естественно, не было исполнено.
Сильно нуждаясь в деньгах, правительство провело конфискацию казны буддийских монастырей. Довольно часто оно стало прибегать к порче монеты. Выпуск денег, не отвечающих по весу их номиналу, создавая путаницу в системе финансов, подрывал торговлю и ремесло, ложился дополнительной тяжестью на крестьян. Часть доходов поступала в казну от монополии на соль. Власти непрерывно поднимали цены на этот продукт и без числа применяли смертную казнь за контрабанду. Но с ослаблением центральной власти их меры становились все менее эффективными. В конечном счете страдал простой народ. Современники писали: «Бедный люд в отдаленной местности не мог платить высокую цену за соль и был вынужден питаться несоленой пищей. В течение IX в. правительство неоднократно повышало налог на чай. Оно установило на дорогах таможни, где чиновники взимали пошлину за провоз чая. И хотя контрабанда в чаеторговле также жестоко преследовалась, цены на чай возрастали».
Политическая власть династии Тан, пошатнувшаяся после мятежа Ань Лу-шаня, продолжала слабеть. В то же время усилилась самостоятельность военных наместников, которые добились наследственного права на титулы и владения. Они хозяйничали на подвластных территориях, захватывали земли и крестьян.
На содержание войск, чиновников и самого императорского двора не хватало средств. Высочайшие эдикты были лишены действенной силы. При дворе возникало острое соперничество между группировками и кликами, происходила борьба за посты, доходы и влияние. Императоры стали марионетками разных политических деятелей, евнухов и временщиков. Добившиеся влияния в чанъаньском правительстве старались подчинить себе проведение экзаменационной системы и назначение чиновников. Кумовство и взятки влияли на исход испытаний и решали судьбу многочисленных чиновников.
Положение в стране вызывало недовольство в среде чиновников, образованных людей (шэньши) и горожан. В поэзии и прозе той эпохи звучали голоса глубокой печали и негодования. Выдающийся поэт Бо Цзюй-и (778—846) с горечью рассказывал в стихах о бедствиях и страданиях народа:
Колосья зерном не успели налиться — все они, не созрев, засохли.
Старший сборщик все это знает, но не просит снизить поборы.
За податью рыщет, налоги тянет, втоб видели его старанье.
Заложены туты, продано поле, внесена тяжелая подать.
Ну, а дальше — одежду и пищу где найдет разоренный крестьянин?
С наших тел сдирают последний лоскут,
Из наших ртов Вырывают последний кусок!
Терзают людей, отбирают добро шакалы и злые волки.
Социальный строй, основанный на угнетении народа, осуждали передовые мыслители. Виднейший ученый и писатель Хань Юй (768— 824) писал: «Семья земледельца, — одна, но просо его едят шесть семей; семья ремесленника — одна, но пользуется его изделием шесть семей; семья торговца — одна, но берут с него шесть семей. Как же народу не обнищать и не грабить?». Хань Юй осуждал даосскую и буддийскую религии. Когда в столицу должны были привезти часть мощей Будды, он написал императору доклад, в котором клеймил поклонение «гнилым костям».
Поэт Юань Чжэнь (778—831) также выражал возмущение порядками, царившими в стране. Юань Чжэнь писал своему другу о военных наместниках: «Они смотрят на область, как на собственный дом, убивают подчиненных, словно- рабов и животных. Свой грабеж они называют взносом дани, а на деле посылают императору не более одной сотой собранного. В столице они понастроили себе дома целыми переулками и улицами. Земли их с водой и сушей, плохие и плодородные, считают на деревни и версты. Много у них и другого имущества — рабов и всякого вооружения. Сановники при дворе из осторожности молчат, считая это благородным».
Хань Юй, Бо Цзюй-и, Юань Чжэнь и многие другие подвергались жестоким преследованиям властей, но произведения их пользовались большой известностью и находили сочувствие. Чиновники и феодалы применяли любые меры, чтобы подавить критику господствующих порядков.