Унизительные решения Парижской мирной конференции вызвали бурное негодование китайского народа. 4 мая 1919 г. в Пекине состоялась многотысячная демонстрация протеста, возглавляемая студентами Пекинского университета. Участники демонстрации разгромили дома прояпонски настроенных министров Цао Жу - линя и Лу Цзун - юя. По всей стране прокатилась мощная волна антиимпериалистического движения, вновь начался бойкот японских товаров, вспыхнули забастовки рабочих на японских фабриках в Шанхае, Циндао и других городах. Сговор держав Антанты против Китая еще раз показал китайскому народу, что возрождения Китая можно добиться лишь в борьбе с империализмом.
Глубокое влияние на прогрессивные круги китайской интеллигенции, на сознание китайского народа оказала Великая Октябрьская социалистическая революция в России. Под руководством Ли Да - чжао, Чэн Дусю и других прогрессивных общественных деятелей в Шанхае и Пекине возникают первые марксистские кружки; с кафедр университетов, со страниц журналов, газет развертывается публичная пропаганда идей Октября, опыта Советской России. Выступления студентов, интеллигенции, рабочих становятся более организованными, политически более сознательными и массовыми. В Китае создаются условия для создания коммунистической партии.
Образование первого рабоче - крестьянского правительства России имело большое значение и для международного положения Китая. Советское правительство предложило правительству Китая вступить в переговоры об аннулировании русско - китайского договора 1896 г., Пекинского (боксерского) протокола 1901 г. и русско - японских соглашений периода 1907 —1916 гг. по вопросам Китая и заключить новые договоры на равноправной основе. Позиции империалистических государств, выступавших единым фронтом против полуколониального Китая, оказались ослабленными. На севере Китай стал граничить с новым социалистическим государством.
Признание Советской России и заключение с ней нового, равноправного договора становится важнейшим требованием общественности Китая. Под руководством Ли Да - чжао была создана Ассоциация китайско - русского сближения, которая сыграла важную роль в мобилизации общественного мнения в пользу сближения Китая с Советской Россией. На юге Китая правительство, руководимое Сунь Ят - сеном, не только горячо поддерживало идею сближения с Советской Россией, но и принимало конкретные шаги в этом направлении. Сунь Ят - сен писал Чичерину: «Я хотел бы вступить в личный контакт с Вами и другими друзьями в Москве. Я чрезвычайно заинтересован вашим делом, в особенности организацией ваших Советов, вашей армии и образования... Подобно Москве, я хотел бы заложить основы Китайской Республики глубоко в умах моего поколения —тружеников завтрашнего дня. С лучшими пожеланиями Вам и моему другу Ленину и всем, кто так много совершил для дела человеческой свободы». Однако пекинское правительство под давлением империалистических держав, всячески оттягивало восстановление нормальных отношений между Китаем и Советской Россией.
В то же время еще более усилилось наступление империалистических держав на суверенные права Китая. Обострилась и борьба между этими державами. Возвращение Англии, Франции и других западноевропейских государств на Дальний Восток и активизация дальневосточной политики США после открытия Панамского канала, в июле 1920 г., осложнили положение Японии. В обстановке серьезного ухудшения японо - американских отношений правительству Японии пришлось считаться с фактом сближения США с Англией, интересы которой в Центральном и Южном Китае были довольно сильно затронуты японскими монополиями в годы войны. Несмотря на наличие англо - американских противоречий, Англия не пошла на пролонгирование англо - японского союзного договора, срок действия которого истекал в 1921 г.
Вновь созданный в 1920 г. по инициативе США Международный консорциум четырех держав (США, Англия, Франция и Япония) продемонстрировал солидарность США, Англии и Франции, заставивших Японию пойти на существенные уступки в сравнении с первым Международным консорциумом. Несмотря на настойчивые требования, Японии не удалось добиться исключения из сферы деятельности консорциума Маньчжурии и Внутренней Монголии. На этот раз кроме США требование о распространении сферы деятельности консорциума на японскую «сферу влияния» отстаивала и Англия. «Маньчжурия и Монголия,говорилось в меморандуме английского правительства от 11 августа 1920 г.,являются важными провинциями Китая, и всякая попытка исключить их из сферы действия консорциума явится прямым отрицанием самого принципа, на котором этот консорциум создается».
Япония вынуждена была ограничиться лишь упоминанием в соглашении ее «специальных интересов» и смогла только выторговать исключение из сферы деятельности консорциума ЮМЖД и уже построенные Японией железные дороги и промышленные предприятия в Южной Маньчжурии и восточной части Внутренней Монголии. Пойдя на такую, на первый взгляд, принципиальную уступку, японские правящие круги заранее решили не выполнять принимаемое обязательство, не поступаться «специальными интересами» (как показали дальнейшие события, это было ими успешно осуществлено, новый консорциум так и не приступил фактически к своей деятельности). Тем не менее сам факт отказа Японии от гарантий в соглашении о консорциуме ее «специальных интересов» подтверждал, что ей приходилось считаться с изменившейся международной обстановкой и прибегать к тактическим маневрам.
Правящие круги Японии испытывали и внутренние затруднения, вызванные, с одной стороны, нарастанием оппозиционных настроений в японском народе, особенно в связи с крайне непопулярной интервенцией против Советской России, и, с другой стороны, разразившимся в 1920 —1921 гг. общим экономическим кризисом. Сокращение экспорта японского текстиля и в связи с этим сокращение морских торговых перевозок повлекло за собой сокращение на 30 —40% текстильного производства, закрытие ряда крупных судостроительных верфей (из 57 продолжало работать только 27) и рост безработицы. Усилилось забастовочное движение. В середине 1921 г. забастовали 35 тыс. рабочих судостроительной промышленности в Кюбэ, поддержанные рабочими других городов.
В этих условиях правящие круги Японии были вынуждены прибегать к сложным маневрам, тем более что политика авантюр, проводившаяся тогдашним премьером Хара и военным министром Танака Гиити, встречала оппозицию даже в высших правительственных сферах.
На Вашингтонской конференции, открывшейся 12 октября 1921 г., Японии пришлось столкнуться с еще более твердой позицией США и Англии. Эти державы добились и военного ослабления Японии на Дальнем Востоке, лишения ее преимуществ, приобретенных в годы войны. Япония была вынуждена принять предложение США о соотношении линейных флотов Англии, США и Японии в пропорции 5:5:3, тогда как японские предложения предусматривали соотношение 10 : 10 : 7. При этом, по условиям заключенного соглашения четырех держав (США, Англии, Франции и Японии) о взаимной гарантии неприкосновенности их островных владений на Тихом океане, утрачивало силу соглашение между Великобританией и Японией, заключенное 13 июля 1911 г., т. е. официально прекращалось действие англо - японского военного союза.
С единым фронтом западноевропейских государств и США встретилась Япония и при обсуждении китайского вопроса на конференции. Восемь участников конференции были единодушны в отклонении законных требований Китая, предложенных пекинским представителем в крайне урезанном виде и включавших самые необходимые условия для восстановления государственного суверенитета Китая. Взамен отклоненных в основе китайских предложений на конференции была вновь провозглашена политика «открытых дверей и равных возможностей», причем империалистические государства, кроме общих демагогических заверений «уважать суверенитет, независимость и территориальную и административную неприкосновенность Китая», отказались принять какие - либо конкретные обязательства по восстановлению его суверенитета. По вопросу уничтожения экстерриториальности, что составляло одно из основных условий восстановления суверенитета Китая, в резолюции Вашингтонской конференции от 10 декабря 1921 г. от имени восьми договорных государств говорилось, что они «готовы отказаться от прав на экстерриториальность после того, как они убедятся, что законы Китая, меры, касающиеся отправления в нем управления, и иные обстоятельства обеспечивают их должным образом». Еще более бесцеремонно державы обошлись с проблемой восстановления таможенной автономии Китая. Отложив этот вопрос до рассмотрения его «специальной конференцией», они в то же время вынесли решение о том, что при пересмотре таможенных пошлин размер их не должен превышать 5% ад валёрэм (кроме того, 2,5 —5% взамен местных сборов —ликина). Это лишало китайскую сторону права самостоятельно определять размеры таможенных доходов. Кроме того, на китайское правительство возлагалось обязательство не осуществлять никаких перемен, «которые могли бы нарушить управление китайскими морскими таможнями в его настоящем виде», т. е. Китай должен был оставить управление таможней в руках англичан и других иностранцев.
Политика «открытых дверей и равных возможностей», оставляя Китай беззащитным «свободным» рынком, одновременно ставила целью взорвать «сферы влияния» Японии, потеснить ее с китайского рынка, где она в годы войны заняла первое место.
Подписав б февраля 1922 г. Вашингтонский договор девяти держав «касательно принципов и политики, долженствующих быть соблюдаемыми в отношении Китая», Япония согласилась «воздерживаться от использования существующей ныне в Китае обстановки в целях искания специальных прав и преимуществ, могущих нанести ущерб правам подданных или граждан дружественных государств». Она, как и другие державы, не будет искать, а равно не будет «поддерживать своих граждан в искании: а) соглашений, которые могли бы содействовать установлению в их пользу какого - либо общего превосходства в правах в отношении торгового или экономического развития в каком - либо определенном районе Китая; б) таких монополий или преимуществ, которые могли бы лишить граждан какой - либо другой державы права заниматься в Китае законной торговлей или промыслом... были бы рассчитаны на парализование практической возможности применения принципа равных возможностей».
Под нажимом США, Англии и других западных государств Япония подписала с Китаем 4 февраля 1922 г. отдельный договор, по которому обязалась возвратить Китаю - не позже чем через шесть месяцев со дня заключения договора ранее арендованную немцами территорию в провинции Шаньдун и вывести оттуда свои войска. Отказавшись полностью от «21 - го требования», Япония согласилась передать консорциуму все права, которые она приобрела по договору с Китаем в 1915 г. в отношении железнодорожных займов в Южной Маньчжурии и Внутренней Монголии.
Уступки Японии на Вашингтонской конференции, хотя практически и не имели большого значения для Китая, поскольку исполнение их отодвигалось на будущее, несомненно свидетельствовали о слабости Японии, ее боязни пойти на дальнейшее обострение отношений со своими соперниками и нежелании решать китайские проблемы без участия других государств.
Решения Вашингтонской конференции вновь показали китайскому народу, что восстановления суверенных прав Китая можно достигнуть только в решительной борьбе с империализмом и с генералами - милитаристами, фактически разорвавшими страну на части, что китайская революция нуждается в помощи международных прогрессивных сил. Взяв на себя руководство революционной борьбой, Южное правительство Китая во главе с Сунь Ят - сеном развернуло широкую общенародную кампанию за восстановление дружеских отношений с Советской Россией, за использование ее опыта. «Русские —люди большого опыта, обширных познаний,говорил Сунь Ят - сен 1 декабря 1923 г.,поэтому они сумели выработать правильные методы. Если мы хотим успешно завершить революцию, нам необходимо учиться у них» 86. Противопоставляя дружественную позицию Советской России, ее готовность заключить договор с Китаем на равноправной основе политике империалистических государств, революционное крыло гоминьдана на Юге Китая и коммунистическая партия на Севере и в Центральном Китае, опираясь на поддержку всех слоев населения, включая и отдельных дуцзюнов, заставили пекинское правительство возобновить переговоры с Советской Россией. Эти переговоры завершились подписанием 31 мая 1924 г. соглашения «об общих принципах для урегулирования вопросов между СССР и Китайской Республикой». Это соглашение было для Китая первым равноправным договором, узаконившим новую форму отношений между народами на основе полного равноправия, уважения государственного суверенитета и соблюдения взаимных интересов.
Под давлением империалистических государств пекинское правительство с первых же дней подписания советско - китайского соглашения стало на путь его нарушения. Оно отказалось от проведения советско - китайской конференции, которая, по условиям соглашения, должна была быть созванной в течение месяца, не только не приняло никаких мер по роспуску банд русских белоэмигрантов на территории Китая, как это предусматривалось статьей 6, но и способствовало активизации их деятельности.
В отличие от пекинского правительства правительство Южного Китая заняло позицию полной поддержки советско - китайского соглашения и поисков путей установления дружественных связей с Советским Союзом.
От имени Южного правительства Сунь Ят - сен обратился к советскому народу с просьбой оказать помощь революционной борьбе китайского народа. В ответ на эту просьбу сотни советских военных и гражданских специалистов, в том числе выдающийся советский полководец В. К. Блюхер и известный деятель международного коммунистического движения М. Бородин, выехали в Китай.
В 1925 г., опираясь на помощь Советского Союза, Южное правительство предприняло поход революционных армий против северных милитаристов. Революционная воина была - поддержана трудовым народом, и в первую очередь пролетариатом промышленных городов. За спиной китайских милитаристов, феодалов, крупной буржуазии стояли империалистические государства, образуя единый реакционный фронт,, противостоящий революционному движению китайского народа. Китайская революция в силу этого становилась составной частью международной пролетарской революции. Союзниками рабочих и крестьян Китая, борющихся за национальное и социальное освобождение, были первое в мире социалистическое государство —Советский Союз и международный пролетариат.
В начале XX в. в отношениях между Китаем и Японией произошли коренные изменения, обусловленные разным уровнем социально - экономического и политического развития,, различным международным положением этих стран.
Для Китая, остававшегося полуколониальной и полуфеодальной страной, Япония в это время являлась примером прогресса и быстрого развития, превращения из отсталой, зависимой азиатской страны в процветающее индустриальное государство мира. Передовые люди Китая стремились, с одной стороны, подражать Японии в преобразовании социально - экономического строя, в усвоении достижений мировой цивилизации и в применении передового промышленного опыта в экономике своей страны и, с другой стороны, надеялись найти у нее сочувствие и поддержку, как от страны, которая сама в недалеком прошлом испытала национальные притеснения от западных держав.
Однако Китай и после свержения цинской монархии не смог осуществить буржуазно - демократические преобразования, ликвидировать отсталые формы феодальных отношении и восстановить национальную независимость. При этом прогрессивные силы Китая в борьбе с силами реакции не только не получили помощь со стороны Японии, но и убедились в том, что японские правящие круги, несмотря на дружеские чувства передовой японской интеллигенции к китайскому народу, ставят своей целью удержать Китай в состоянии отсталости и расчленить его с тем, чтобы установить свой политический и экономический контроль вначале над отдельными частями, а затем и над всей обширной китайской территорией.
В годы, предшествующие первой мировой войне, и в ходе войны империалистическая Япония достаточно полно раскрыла экспансионистский характер своей политики и дала яркие свидетельства того, что целью монополистического капитала, ставшего «силой международной», является захват рынков и порабощение народов, в первую очередь отсталых стран. Если и были какие - либо отличительные черты в политике империалистической Японии в первой четверти XX в. в отношении Китая по сравнению с США, Англией и другими империалистическими державами, то они состояли в том, что Япония, будучи экономически значительно слабее конкурентов, вынуждена была чаще и в больших масштабах, чем другие державы, прибегать к военной силе, к вооруженной интервенции, что делало ее политику еще более воинственной и жестокой. При этом расовая общность, близость культуры и быта народов Японии и Китая лишь облегчали японскому империализму осуществление его целей.
В результате активизации политики США на Дальнем Востоке и возвращения в Китай после окончания войны Англии, Франции и других европейских держав Япония была вынуждена временно отступить. В связи с этим в кругах китайской прогрессивной общественности, все еще не понимавшей истинной природы империализма, зародились надежды на помощь США и других западных держав в деле экономического и политического возрождения Китая. Однако Версальский мирный договор и Вашингтонский договор окончательно рассеяли иллюзии китайского народа в отношении империалистических государств. Эти договоры показали, что цели империалистов, несмотря на их борьбу между собой за гегемонию, остаются едиными, что их политика основывается на стремлении сохранить Китай отсталым и слабым, неспособным к внешнему сопротивлению.
Китайский народ выбирает новый путь, иные средства для решения национальных и социальных проблем. Идеи Великой Октябрьской социалистической революции, опыт создания первого рабоче - крестьянского государства, ленинская внешняя политика, основывающаяся на принципах равенства, свободы и независимости всех народов и стран, оказывают решающее влияние на развитие революционного движения китайского народа. Революционный Китай находит новых друзей и союзников в лице Советской России и мирового пролетариата. Китайская революция становится составной частью мирового революционного движения. Развернувшаяся в Китае в 1924 —1925 гг. антиимпериалистическая и антифеодальная борьба создала реальные условия для утверждения общенационального, народно - демократического правительства. Такая перспектива развития противоречила расчетам империалистических государств, имевших крупные «интересы» в Китае, в первую очередь Японии, фактически уже овладевшей богатейшим районом Китая —Южной Маньчжурией. В глубокой тайне правящие круги Японии приступили в этот период к подготовке генерального наступления на Китай.