История ушу Боевое ушу
Как и многие стили ушу, боевой стиль Багуацюа́нь имеет несколько названий, близких по смыслу. Известны названия Багуачжа́н, что переводится как «Ладони восьми триграмм» или Багуацюа́нь, в переводе «Кулак восьми триграмм». Мастера стиля также используют сокращенное название – Багуа. Основу стиля составляют разнообразные движения ладонями, которые боец «Кулак восьми триграмм» совершает, передвигаясь по кругу.
Основателем стиля считается Дун Хайчуань из китайской провинции Хэбэй. существует две версии возникновения стиля. Согласно одной из них стиль был создан мастером Дун Хайчуань, основываясь на приемах местных стилей ушу. Другая легенда гласит, что стилю Багуацюа́нь мастер Дун Хайчуань обучался у живущего возле горы Цзюхуа даосского наставника Би Чэнся.
Основной отличительной чертой стиля Багуацюа́нь является что, что мастер «Кулака восьми триграмм» применяет боевые приемы, постоянно совершая круговые перемещения. Кажется, что связанные между собой движения переходят одно в другое. Поэтому не удивительно, что базовый метод тренировок предусматривает отработку боевой техники, передвигаясь по кругу.
В то же время, параллельно действуют школы Багуацюа́нь, где «хождения по кругу» есть самостоятельным, независимым упражнением, в то время как приемы боевой техники отрабатываются на прямолинейных дорожках. В этом нет ничего удивительного. Дифференцированный подход к каждому ученику, применяемый мастером Дун, внес некоторые изменения в ортодоксальный стиль, породив несколько вариантов стиля.
Самыми известными учениками мастера Дун Хайчуаня были Инь Фу, Ши Цзидун и Чэн Тинхуа. у каждого из них были свои варианты стиля. Первый из учеников, Инь Фу изучавший Багуацюа́нь более 10 лет, был известен еще тем, что обучал боевому искусству охранников вдовствующей императрицы Цыси. направление предлагаемое Инь Фунем предполагало использовать форму ладони, которую называли «ладонь — язык коровы». Основная тактика боя предполагала удары, наносимые с дальней дистанции, и «круговой шаг» использовался в основном, чтобы уйти с линии атаки и выйти на противника с неожиданного угла.
Необходимость защищать себя, своих близких и свой дом появилась у людей достаточно рано. Ведь без этого ценного умения выживать становилось гораздо труднее. Поэтому основы боевых искусств зародились очень и очень давно. А уже на базе этих начальных и довольно примитивных техник возникли те единоборства, которые изучаются сегодня. В том числе и китайская национальная борьба, которая называется "шуайцзяо". Ее истоки можно найти в тех видах борьбы, которые считались национальными для монгольских и тибетских племен.
Такой, какой ее привыкли видеть сегодня, эта борьба стала во времена правления династии Цин. Тогда при дворе императора был сформирован специальный батальон, в который отбирали самых лучших воинов из всей маньчжурской армии. Основной целью создания этого батальона было проведение зрелищных борцовских соревнований на роскошных императорских пирах. В таких состязаниях победителем называли того, кто в трех поединках дважды повалил противника на землю.
После такой предыстории становится ясно, почему эту борьбу назвали именно так. Ведь "шуайцзяо" переводится как "искусство бросков в поединке". Хотя иногда этот вид борьбы можно встретить и под названием "куайцзяо", что в переводе означает "быстрые броски". Причины появления этого названия тоже вполне понятны, ведь в этой борьбе принято бросать противника сразу после того, как был совершен захват.
Ушу представляет собой своеобразную эффективную систему психофизических тренировок, возникшую в древнем Китае. Термин «ушу» переводится как воинское искусство, но это только буквально. Его значение не ограничивается техниками ведения поединков с оружием или голым руками. По своему содержанию термин охватывает целый комплекс методов, средств и приемов физического и морально-психологического совершенствования человека.
Боевое применение ушу обычно является вкраплением в традиционных школах ушу. Существует большое количество разнообразных техник, которые направлены на укрепление организма, повышения алертности, энергетики, интуиции бойца. Можно в то же время сказать, что постижение цигун – это начало превращения боевого стиля в путь, то есть узел пересечения совершенствования бойца и самосовершенствования.
В соответствии с традиционной китайской классификацией ушу, существуют его четыре разновидности: поединки с оружием в руках; кулачный бой; парные схватки и поединки с несколькими противниками. Принято разделять весь комплекс ушу на такие основные виды: кулачный бой и борьба; фехтование с применением различных видов оружия; сценический бой; метание в цель различных орудий и предметов.
Основные правила единоборства изложены в древнекитайских трактатах. Весь этот так называемый свод техники написан поэтичным, образным языком. Ограничимся его краткой характеристикой.
Выделяют четыре способа ведения боя: удары ногами и руками, броски, захваты и освобождения от них.
Существует двенадцать принципов, согласно которым движения рук, ног и тела должны быть твердыми как гора, мощными, как волна, легкими, как листок, тяжелыми, как чугун, медленными, как парящий орел, и быстрыми, как ветер. Стоять на двух ногах нужно устойчиво, подобно раскидистой сосне, пустившей корни в землю и способной противостоять могучему урану, на одной ноге - уверенно словно петух. Подниматься следует как обезьяна, опускаться – подобно сороке.