История Китая Китайская мифология
Чудесные деревья
Объектами культа и ритуального почитания в Китае были и многие растения. Особенно это относилось к старым могучим деревьям: их никогда не срубали и даже приносили жертвы в честь обитавших в них духов. В некоторых местностях считалось, что из столетних деревьев, если их срубить, может потечь кровь. Из крупных деревьев наиболее почитаемой была сосна, символ долголетия и бессмертия. Из плодовых — слива (ее ветвям приписывалось свойство изгонять злых духов), гранат (его плод с множеством зерен всегда символизировал возможность получения обильного потомства), каштан (был также символом многодетности). И все же первое место среди всех деревьев принадлежало персиковому дереву и его плоду, легендарному персику бессмертия. В представлениях китайцев чудодейственными свойствами наделялось и само дерево, и его ветки, и цветы, и уж тем более плоды. Все это использовалось для изгнания демонов, лечения болезней, а также в качестве амулетов. Почитание персика и персикового дерева в более поздние времена усилилось легендами о Си-ванму и ее садах с персиками бессмертия, якобы созревавшими раз в три тысячи лет. Впоследствии персик стал одним из главных символов бессмертия: нередко на картинах божество бессмертия и долголетия предстает как бы рождающимся из персика. Нежный персиковый цвет является символом прекрасной женщины, невесты: весной в дни свадеб невестам обязательно дарили ветки с цветком персика.
Было время, когда в небольшом княжестве Го правил государь по имени Чоу. Однажды ночью ему приснился странный сон: как будто на ступеньках у западной стороны храма предков стоял святой воинственного вида с лицом человека, когтями тигра, белой шерстью на теле и с большим топором в руках. Правитель Чоу затрепетал от страха и обратился в бегство. Тогда он услышал голос святого: «Стой! Небесный владыка приказал мне открыть твою столицу для войска царства Цзинь!» Правитель Чоу от испуга лишился дара речи и беспрерывно отвешивал поклоны. Проснувшись, он призвал к себе астролога по имени Инь и велел ему растолковать, что предвещает этот сон — беду или удачу. Астролог объяснил князю, что тот видел во сне духа, ведающего небесными наказаниями, и посоветовал своему государю более осмотрительно управлять страной, ибо Небо карает нерадивых властителей.
После смерти Му-вана престол перешел к его потомкам и через несколько поколений попал в руки Ли-вана. К этому времени чжоуское государство пришло в еще больший упадок. Ли-ван, жадный и жестокий, в конце концов был изгнан своим народом и умер в глубокой старости на чужбине. Его сын Сюань-ван, унаследовавший Поднебесную, согласно единодушному признанию всех историков, был достаточно разумен и несколько укрепил положение династии. Но процветание длилось недолго.
Что же касается сюйского Янь-вана, поднявшего мятеж, то его история заслуживает отдельного рассказа. Согласно легенде, во дворце правителя страны Сюй забеременела одна женщина. К концу десятого месяца она родила что-то похожее на яйцо. Обитатели дворца решили, что это дурное предзнаменование, и выкинули плод на берег. Недалеко от этого места жила старая вдова. Ее собака по кличке Хуцан в тот день, прибежав на берег реки, увидела яйцо, взяла его в пасть, принесла домой и стала согревать его своим теплом. Прошел день, другой, и вдруг из яйца вылупился маленький мальчик. Ему дали имя Янь. Женщина, родившая яйцо, узнала о его судьбе и взяла ребенка к себе. Мальчик вырос во дворце, стал умным и добрым. Его сделали наследником престола, и он правил под именем Янь-вана. Государство, которым он управлял, день ото дня становилось сильнее. Народ поддерживал своего князя, а большинство удельных князей в Поднебесной восхваляло его, и он жил в дружбе с соседними государствами. Янь-ван любил собирать необычные вещи. То он приказывал из глубины реки достать ему удивительных рыб, то посылал людей далеко в горы ловить для него редких зверей. Но это пристрастие не мешало ему управлять государством.
Чжоуский У-ван победил Чжоу Синя и стал править всей Поднебесной. Его власть перешла по наследству к его сыновьям и внукам. К тому времени, когда она была в руках его правнука Чжао-вана, могущество и слава династии заметно поубавились. В то время на юге существовала страна Юэшан, зависевшая от Поднебесной. Рассказывают, что-там было приготовлено несколько белых фазанов для отправки Чжао-вану в качестве дани. Чжао-ван, любивший путешествовать, решил сам отправиться на юг и получить фазанов. Там, где проезжал правитель вместе со свитой, народ терпел большие неудобства и притеснения из-за знатных гостей. Больше всего пострадали чусцы, они-то и придумали план, как отомстить незваным гостям. Когда Чжао- ван и его свита, возвращаясь домой с фазанами и зайцами, подъехали к реке Ханьшуй, их уже ждали чусцы с заранее приготовленными лодками.
Вскоре после того как У-ван стал князем, он собрал войско для похода против тирана Чжоу Синя. Цзян-тайгун одобрил его решение. Перед самым выступлением У-ван приказал главному придворному летописцу совершить гадание. Было получено следующее предсказание: «Свершится большое зло». И военачальники, и чиновники заколебались. Вдруг отважный Цзян-тайгун вышел из толпы, смахнул с жертвенного стола черепаший панцирь и гадательную траву тысячелистник и в гневе стал топтать их ногами. Старый мудрец громовым голосом прокричал, что прорицание мертвых костей и высохшей травы не может помешать успеху правого дела. Решимость главного советника вдохновила У-вана.