Название "цзуйцюань" в переводе означает "стиль пьяницы" или "пьяный кулак". Такое название стиля заставляет заинтересоваться, не правда ли? Данный стиль не так уж известен в широких кругах, поэтому первая информация о нем всегда воспринимается с некоторой долей удивления, а специфическое название этому только способствует.
Как следует из названия, он содержит движения, подражающие пьяному. Шаткой походкой, спотыкаясь, исполнитель делает вид что поднимает бокал, наливая себе вина, то извивается и ходит зигзагами как изрядно выпивший, готовый вот-вот упасть. Это уникальные, фантастические движения. Это ценное наследие передавалось из рук в руки от одного поколения к другому. Характерными чертами Цзуйцюань являются: приёмы кулачного искусства выполняются как движения пьяного, техника нанесения ударов заключается в прыжках и падениях. Пьяное состояние спотыканий и шатание содержит удары, работу ног и приёмы атаки и отступления, такие, как обманные и раздражающие движения, толчки, удары рукой и ногой, прыжки, провисания, отмахивания и лёгкие задевающие движения, зажатие, скачки, а также увёртывания и прыжки. В состоянии подъёма и падения скрыты многие приёмы бросков, катаний, кувырканий. Одним словом, цзуйцюань объединил в себе бокс, движения пьяного, катание по земле и борьбу в единое целое. Так и сформировался уникальный стиль 一 интересный и увлекательный.
Разжег интерес у широкой публики к стилю цзуйцюань известный режиссер по имени Лю Цзялян. Жил он в Гонконге, а работал в киностудии "Shaw Brothers". Но идея о рассмотрении подобного стиля посетила его неспроста. Ведь Лю Цзялян занимался тем, что снимал фильмы, а значит и боевики, в которых демонстрировалось искусство ушу, тоже входили в сферу его деятельности. Но постоянно снимать одно и тоже - значит обречь себя на провал. Поэтому такого рода продуктам киноиндустрии срочно требовалось какое-то нововведение, которое привнесет в фильм оригинальность и эффект неожиданности, а значит, сделает кино более интересным и востребованным. Видимо, именно тогда Лю Цзялян вспомнил о комплексе с непривычным названием "цзуй ба сянь", что в переводе означает "опьяневшие восемь небожителей". Данный комплекс представляет собой своеобразную иллюстрацию известной истории о небожителях, в которой рассказывается о том, что им также не чуждо ничто земное, поэтому однажды все они порядочно напились. Главными героями этого рассказа были восемь святых из даосской мифологии: Цао Гоцзю и Хань Чжунли, Люй Дунбин и Ли Тегуай, Хэ Сяньгу и Хань Сянцзы, Чжан Голао и Лань Цайхэ. Соответственно, комплекс состоит из восьми частей, в каждой из которых демонстрируются движения одного из вышеперечисленных святых. Но такой комплекс был не один. Не стоит забывать и про комплексы с такими названиями: "Опьяневший Тай Бай", "Пьяные спотыкания У Суна", "Пьяный Лу Чжишэнь громит ворота храма". Хотя "пьяного" стиля все равно не существовало. По крайней мере, до тех пор, пока Лю Цзяляну не понадобилось заинтересовать публику.
Идею Лю Цзяляна оценили по достоинству многие режиссеры, и появились фильмы "Пьяный шаолиньский монах" и "Пьяный мастер", которые покорили аудиторию. Потом похожие фильмы стали снимать все чаще, ведь их создатели, на своем кошельке ощутив преимущества от подобных работ, не хотели останавливаться на достигнутом.
Но не все так просто. Ведь если бы "пьяный кулак" был исключительно изобретением киношников, то вряд ли статья о нем появилась на этом сайте. Все дело в том, что приблизительно в это же время к "пьяному" стилю решили обратиться, чтобы добавить популярности ушу и увеличить количество людей, желающих изучать это боевое искусство. Поэтому Шао Шанькан и Цай Лунъюнь, базируясь на уже известных нам "пьяных" комплексах, сформировали комплекс под названием "цзуйцюань" или "кулак опьяневшего". Только для того, чтобы новый стиль добавили в программу соревнований, пришлось внести в комплексы некоторые изменения. В частности, все движения, лишенные зрелищности, были исключены. А вот кувырки, падения, спотыкания и прочую "пьяную" атрибутику пришлось добавить, дабы придать стилю эффектности. Со временем появился даже комплекс "цзуйцзянь", что переводится как "опьяненный с мечом" или "пьяный меч".Но создатели стиля не хотели полностью потерять результативность цзуйцюань. Более того, они утверждали, что "пьяные" движения играют достаточно важную роль и помогают запутать противника, заставить его недоумевать.
Что касается особенностей данного стиля, то к ним можно отнести тот факт, что при внешней неустойчивости бойца, он не теряет своего равновесия. Также для цзуйцюань характерно и то, что направление взгляда совпадает с направлением движения в исключительно редких случаях. В технике рук в этом стиле чаще всего применяются точечные удары, захват, срывание и заворачивание, зацеп. В отличие от многих других стилей ушу, в цзуйцюань важная роль отводится взглядам, ведь глаза могут как выдать истинное состояние и намерения бойца, так и наоборот убедить противника в том, что человек находится в состоянии алкогольного опьянения и не представляет опасности. На соревнованиях такая тактика не особо поможет, а вот в случае уличной драки - именно то, что нужно.
Кстати, цзуйцюань также имеет несколько разделов. И если весь стиль в общем - это подражание пьяному, то разделы регулируют именно степень "опьянения". Итак, основные разделы цзуйцюань таковы: подражание слегка подвыпившему, подражание выпившему больше, чем нужно, подражание пьяному "в стельку" и подражание напившемуся "до чертиков". Интересная классификация, не так ли? К слову, запоминается всеми она почему-то на удивление легко.
Но все же фраза "образ пьяный - ум трезвый" является одним из главных принципов стиля цзуйцюань. К тому же, она вполне доступно объясняет, что только равноценное сочетание сильных и четких движений с движениями, характерными для человека, находящегося "под градусом", принесет необходимый эффект неожиданности, а главное - победу.
http://www.youtube.com/watch?v=5EQ0TBYEa6A
Джеки Чан показывает стиль цзуйцюань
http://www.youtube.com/watch?v=TkIBLOmqk4k
http://www.youtube.com/watch?v=QWr4q6MMmD4
Показательные выступления члена Пекинской команды по ушу в 1983 году
http://www.youtube.com/watch?v=FHsxFkgqYJs
Отрывок из фильма "This is kung fu..."