Стили и школы ушу
Существует мнение, что стили ушу, зародившиеся и развивающиеся в Шаолине, относятся больше к «жестким» и «внешним», в то время как стили,
возникшие в свое время в Уданьшаньских горах больше «внутренние» и «мягкие». В основном это мнение сформировалось под влиянием внешней формы движений, присущей именно большинству направлений Уданьшаньской школы. Они отличаются округлостью и плавностью движений, гармонией внешнего и внутреннего, умением двигаться и пребывать в покое, пребывая в покое одновременно оставаться настороже.
Возможно, именно такие движения сформировались под влиянием идей даосизма, проповедующих спокойствие и созерцание, отсутствие деяний, а также уделяющих большое внимание достижению долголетия через поддержание здоровья. Достаточно напомнить только о даосских «пилюлях долголетия». И это не удивительно. Ведь Уданьшаньская школа ушу зародилась в горах Уданьшань, издавна считавшихся святыней даосизма. Стиль Уданцюань больше внимания акцентирует не на освоении боевых комплексов упражнений, а на системной методике поддержания физического и психического здоровья, оздоровления организма, включая профилактику и борьбу и с обычными и с психическими заболеваниями.
Своими боевыми принципами и техникой подхода Уданьшаньская школа во многом заметно отличается от «жестокости» Шаолиньской школы боевого искусства. Как уверяют исследователи кулачного искусства, Уданьшаньская школа в настоящее время насчитывает около 60 стилей кулачного боя. Количество боевых приемов с применением различных видов оружия в Уданьшаньской школе превышает несколько десятков. В древние времена даосские монахи отличались уединенной жизнью, проводимой в изоляции от внешнего окружающего мира. Твердо придерживаясь политики ненападения, свои тренировки они направляли именно на отработку приемов самозащиты.
«Тело как облако, руки и ноги как молнии,
а сила духа как стрела, вонзающаяся в доспехи…»
Неизвестный автор
«Великий образ не имеет формы»
Из трактата «Дао дэ цзин»
Возможно, что одной из причин повышенного внимания к Китаю, как колыбели древнейших цивилизаций, стал интерес к УШУ, как к источнику, открывающему традиционную китайскую систему совершенствования личности. Это короткое слово таит в себе уникальные знания философии, этики, истории, культуры, медицины и религий Китая, и содержит в себе более ста различных направлений и стилей.
В настоящее время существует более нескольких десятков различных направлений и стилей, одни из которых имеют очень древние корни, другие же появились сравнительно недавно. Так, например, еще в III веке лекарь по имени Туа-То наблюдая за повадками различных животных, стал имитировать некоторые движения и сочетать их с боевыми приемами. Вначале он выбрал пять животных: тигра, медведя, оленя, обезьяну и журавля. В последующие годы к ним добавились жесты и движения змеи, крысы, коня, собаки, курицы, кошки и т.д. Были созданы стили мифических животных – дракона, птицы Тай. Позже появились и стили, имитирующие насекомых и человека.
Может быть, с этих пор и возникло отдельное направление в ушу, а именно Сян син цюань. Направление Сян син цюань означающее «образные» или «звериные» стили, имеет еще одно название - Мо шень цюань, что означает «подражающий кулак».
Главной особенностью направления Сян син цюань является то, что мастер достигал внутренней схожести с объектом подражания, «образом» и «формой» дракона, змеи или тигра, и как следствие, ему были присущи спонтанная раскрепощенность (цзыжань), естественность и природная мощь имитируемого животного в его первозданном состоянии. Именно такая естественность как дополнение к умению проводить рукопашную схватку, поражало своей яркостью и выразительностью.
Дяньсюэ - раздел цюаньфа, обширными знаниями о котором может похвастаться далеко не каждый. И дело тут вовсе не в том, что это мало кому интересно. Все в точности до наоборот: информация о дяньсюэ у многих вызывает нескрываемый интерес, только найти ее достаточно проблематично. Как, собственно, и хорошего мастера, который согласился бы обучить этому искусству. Почему так?
Название "дяньсюэ" переводится как "поражение жизненно важных точек" (Dian - "указывать или надавливать пальцем", Xue - "жизненно важная точка"). А дяньмай или дим мак (кантонская транскрипция дяньмай) - это лишь один из разделов техники циньна, состоящей в том, что кровеносные сосуды противника защемляют, нанося по ним удар или надавливая на них. Теперь ситуация прояснилась, не так ли?
Искусство дяньсюэ своим происхождением обязано Китаю, но похожие системы существуют и в других странах. На протяжении долгого времени дяньсюэ воспринимали исключительно как одну из техник внешних стилей ушу. К тому же, когда искусство дяньмай продемонстрировали европейцам, то они не были особо впечатлены. К дяньмай они отнеслись с некоторым пренебрежением, не поняв всей сути данного искусства. Т.е. с их стороны какой-либо интерес к изучению отсутствовал напрочь. Но и далеко не всем китайцам был доступен для изучения данный раздел ушу. Ведь мастера дяньмай уже тогда выбирали себе учеников крайне тщательно, т.к. те знания, которыми они владели, должны были попасть к исключительно достойным людям, которые не стали бы использовать их неблагоразумно. А таких, как мы знаем, не так уж много.
Шаолиньское ушу широко распространено в Китае и за его пределами, оно является одной из древнейших ветвей ушу. Согласно легендам, оно ведет свое начало от индийского проповедника буддизма Бодхидхармы (на китайском это имя было протранскрибировано как Путидамо, позднее его стали называть просто Дамо). Он прибыл в царство Северная Вэй примерно в VI веке и будучи не понятым властями удалился в этот монастырь, где и просидел девять лет в пещере лицом к стене. Когда он, наконец, решил подняться, то оказалось, что ноги потеряли двигательную способность. Однако, используя особый комплекс упражнений, Дамо восстановил их активность, и предписал монахам в будущем сочетать практику молчаливого созерцания с физическими упражнениями.