Стили и школы ушу
Существует мнение, что стили ушу, зародившиеся и развивающиеся в Шаолине, относятся больше к «жестким» и «внешним», в то время как стили, возникшие в свое время в Уданьшаньских горах больше «внутренние» и «мягкие». В основном это мнение сформировалось под влиянием внешней формы движений, присущей именно большинству направлений Уданьшаньской школы. Они отличаются округлостью и плавностью движений, гармонией внешнего и внутреннего, умением двигаться и пребывать в покое, пребывая в покое одновременно оставаться настороже.
Возможно, именно такие движения сформировались под влиянием идей даосизма, проповедующих спокойствие и созерцание, отсутствие деяний, а также уделяющих большое внимание достижению долголетия через поддержание здоровья. Достаточно напомнить только о даосских «пилюлях долголетия». И это не удивительно. Ведь Уданьшаньская школа ушу зародилась в горах Уданьшань, издавна считавшихся святыней даосизма. Стиль Уданцюань больше внимания акцентирует не на освоении боевых комплексов упражнений, а на системной методике поддержания физического и психического здоровья, оздоровления организма, включая профилактику и борьбу и с обычными и с психическими заболеваниями.
Своими боевыми принципами и техникой подхода Уданьшаньская школа во многом заметно отличается от «жестокости» Шаолиньской школы боевого искусства. Как уверяют исследователи кулачного искусства, Уданьшаньская школа в настоящее время насчитывает около 60 стилей кулачного боя. Количество боевых приемов с применением различных видов оружия в Уданьшаньской школе превышает несколько десятков. В древние времена даосские монахи отличались уединенной жизнью, проводимой в изоляции от внешнего окружающего мира. Твердо придерживаясь политики ненападения, свои тренировки они направляли именно на отработку приемов самозащиты.
«Тело как облако, руки и ноги как молнии,
а сила духа как стрела, вонзающаяся в доспехи…»
Неизвестный автор
«Великий образ не имеет формы»
Из трактата «Дао дэ цзин»
Возможно, что одной из причин повышенного внимания к Китаю, как колыбели древнейших цивилизаций, стал интерес к УШУ, как к источнику, открывающему традиционную китайскую систему совершенствования личности. Это короткое слово таит в себе уникальные знания философии, этики, истории, культуры, медицины и религий Китая, и содержит в себе более ста различных направлений и стилей.
В настоящее время существует более нескольких десятков различных направлений и стилей, одни из которых имеют очень древние корни, другие же появились сравнительно недавно. Так, например, еще в III веке лекарь по имени Туа-То наблюдая за повадками различных животных, стал имитировать некоторые движения и сочетать их с боевыми приемами. Вначале он выбрал пять животных: тигра, медведя, оленя, обезьяну и журавля. В последующие годы к ним добавились жесты и движения змеи, крысы, коня, собаки, курицы, кошки и т.д. Были созданы стили мифических животных – дракона, птицы Тай. Позже появились и стили, имитирующие насекомых и человека.
Может быть, с этих пор и возникло отдельное направление в ушу, а именно Сян син цюань. Направление Сян син цюань означающее «образные» или «звериные» стили, имеет еще одно название - Мо шень цюань, что означает «подражающий кулак».
Главной особенностью направления Сян син цюань является то, что мастер достигал внутренней схожести с объектом подражания, «образом» и «формой» дракона, змеи или тигра, и как следствие, ему были присущи спонтанная раскрепощенность (цзыжань), естественность и природная мощь имитируемого животного в его первозданном состоянии. Именно такая естественность как дополнение к умению проводить рукопашную схватку, поражало своей яркостью и выразительностью.
Дяньсюэ - раздел цюаньфа, обширными знаниями о котором может похвастаться далеко не каждый. И дело тут вовсе не в том, что это мало кому интересно. Все в точности до наоборот: информация о дяньсюэ у многих вызывает нескрываемый интерес, только найти ее достаточно проблематично. Как, собственно, и хорошего мастера, который согласился бы обучить этому искусству. Почему так?
Название "дяньсюэ" переводится как "поражение жизненно важных точек" (Dian - "указывать или надавливать пальцем", Xue - "жизненно важная точка"). А дяньмай или дим мак (кантонская транскрипция дяньмай) - это лишь один из разделов техники циньна, состоящей в том, что кровеносные сосуды противника защемляют, нанося по ним удар или надавливая на них. Теперь ситуация прояснилась, не так ли?
Искусство дяньсюэ своим происхождением обязано Китаю, но похожие системы существуют и в других странах. На протяжении долгого времени дяньсюэ воспринимали исключительно как одну из техник внешних стилей ушу. К тому же, когда искусство дяньмай продемонстрировали европейцам, то они не были особо впечатлены. К дяньмай они отнеслись с некоторым пренебрежением, не поняв всей сути данного искусства. Т.е. с их стороны какой-либо интерес к изучению отсутствовал напрочь. Но и далеко не всем китайцам был доступен для изучения данный раздел ушу. Ведь мастера дяньмай уже тогда выбирали себе учеников крайне тщательно, т.к. те знания, которыми они владели, должны были попасть к исключительно достойным людям, которые не стали бы использовать их неблагоразумно. А таких, как мы знаем, не так уж много.