История ушу Традиционное ушу
По древним преданиям разрабатываемый Цзи Цикэ стиль базировался на двух источниках. С одной стороны, руки бойца могли сравниться с копьем или мечом, и при надлежащей подготовке безоружный мастер Синъицюань мог успешно отражать атаки вооруженного копьем противника.
Кроме того, много времени Цзи Цикэ уделял наблюдению за повадками и боевой тактикой различных животных. В настоящее время в стиле представлены движения 12-ти священных животных: медведя, обезьяны, тигра, крокодила, лошади, дракона, ястреба, ласточки, змеи, курицы, орла и мифологической птицы - тай.
Благодаря изучению мастерства боя с копьем учитель сформировал принцип шести взаимосоотношений, которые позволяли выполнять полноценную концентрацию внутреннего усилия и выражения его в ударе.
Этот принцип предполагал координацию движений кисти с движениями стоп, локтей с коленями. Плечи координируются с движениями поясницы. Душевное состояние (сердце) достигает гармонии с волевым импульсом, который в свою очередь стимулирует внутреннюю энергию – ци. Мощь внутренней энергии трансформируется в физическую силу – ли. Хотя сегодня на этих принципах базируются практически все внутренние стили, впервые они были применены именно в стиле Синъицюань.
По дошедшим до наших времен преданиям Цзи Цикэ жил во времена царствования последней китайской имперской династии Цин. В истории древнего Китая этот период известен вторжением маньчжуров, которые свергли правление китайской фамилии.
В это время на территории Поднебесной стали стремительно возникать всевозможные тайные общества и религиозные секты. Часть из них посвятила свою деятельность борьбе с маньчжурами, другие же углубились в мистические традиции и ритуальную практику.
Именно среди последователей ритуальной практики стали традиционными занятия ушу. Как утверждают многие исследователи искусства кулачного боя, подавляющее большинство стилей ушу появилось благодаря тайным обществам.
Не выделяется в этом отношении и синъицюань, который специалисты относят вместе с багуачжан и тайцзицюань к трем «великим» внутренним стилям китайского ушу. Как показывает опыт, любой из стилей ушу не возникает в одно мгновение. Как правило, в его основе заложено мастерство десятков более мелких направлений, существующих в пределах нескольких семей и деревенских школ. Требуется достаточно много времени, чтобы различные направления «притерлись» друг к другу и образовали окончательное тело единого стиля кулачного искусства. Доподлинно не известна ни точная, исторически обоснованная и подтвержденная, дата возникновения синъицюань, ни имя его первого мастера или творца.
Тем не менее, последователи стиля называют не только точную дату его возникновения, но и имя первого патриарха. Правда, при этом мало кто обращает внимание, что из никто из называемых трех первых мастеров никогда не встречались (и не могли встретиться) друг с другом, так как жили они в разное время. Согласно легенде возникновением стиля синъицюань его последователи должны быть благодарны патриарху чань-буддизма Бодхидхарме, жившему в VI веке, легендарному основателю тайцзицюань даосу-магу Чжан Саньфэне (ХIII в.) и знаменитому полководцу ХII-го века Юэ Фэе.
Как раз умелое соединение внешней формы и внутреннего мира человека является сутью стиля ушу синъицюань, широко известного и одновременно закрытого стиля. По мнению мастеров этого стиля, приемы ушу позволяют обрести форму волевому импульсу, который живет внутри каждого человека. Видимо этим и объясняется название стиля синъицюань, что в переводе означает «Кулак формы и воли». Философия этого боевого искусства определяется абсолютным единством боевого, духовного и оздоровительного аспектов, которые не могут существовать отдельно. Ученики постигают мастерство, в первую очередь, овладевая философией и принципами стиля, его духовными традициями, а не заучиванием механических движений.
По мнению многих специалистов, синъицюань многократно сложнее других внутренних стилей (тайцзицюань и багуачжан), что объясняется необходимостью тонко чувствовать внутренние силы, отлично знать принципы сочетания жестких и мягких движений. Кстати, существует мнение, что синъицюань возник намного ранее других стилей и отличается более основательной философской базой. Так как видимыми являются только мощные удары и быстрые передвижения, такая боевая направленность зачастую формируют неправильное восприятие стиля под влиянием впечатления от внешних форм. Между тем основная ценность этого стиля неразрывно связана с традициями боевого искусства и некоего древнего мистицизма, что позволяет развивать именно духовные возможности человека.
Немногие страны и народы мира могут похвастаться многовековой традицией создания самых прекрасных боевых искусств. В Китае спорту во все времена уделялось огромное внимание, а особенно боевым искусствам, коих насчитывается великое множество. Однако некоторые из них на особом положении.
К таким особенным боевым искусствам относится Тайцзицюань.
Этот стиль не похож на другие и первое упоминание о нем можно встретить в "Книге перемен". В ней название стиля ("тайцзи") расшифровывается как "великий предел". В основе стиля лежит понятие "круга тайцзи", то есть стиль основан на философском понятии смысла жизни как вечное движение всех природных процессов по своему кругу.
С физической точки зрения в Тайцзицюань абсолютно все движения непременно выполняются по кругу. Кроме того существует резкая смена состояний, например, вслед за движением должен наступить момент покоя, а после наступления произойдет возвращение назад. При этом пауз между движениями не должно быть, так как движение по кругу – это непрерывный процесс.
В результате длительных исследований многие историки пришли к выводу, что именно Чэнь Вантин стал основателем этого прекрасного стиля. Временем основания стиля считается период на рубеже существования двух династий – династии Мин и возникшей вслед за ней династией Цин.
Чэнь Вантин долгие годы служил на благо отечеству. Когда же подошло время заняться домашними делами и завести семью, Чэнь совместил тяжелую работу на земле с созданием особого вида боевого искусства, основанного на кулачных боях.
При словах ушу обывателю на память приходит китайский актер, мастер кун-фу, знаменитый Маленький Дракон - Брюс Ли. И его нунчаки.
Нунчаки или более правильный перевод с японского нунтяку – это две короткие палки, соединенные между собой шнуром или цепью. Относится к виду холодного оружия, имеющего ударно-раздробляющие и удушающие действие. Палки могут быть одинаковой длины, такой вариант более распространен в мире, или разной.
Родиной нунчаку считается остров Окинава. По легенде население острова для остальной Японии не принадлежало к японцам и местным крестьянам не разрешалось иметь оружия, кроме ножа с лезвием длиннее 4 см. И местный люд начал приспосабливать подручные средства для защиты своей жизни.
Прототип нунчаку – это цепь для обмолота риса. По одной из версии такая цепь для сельхоз работ была использована в Китае, а затем, попав на Окинаву, слегка модифицировалась. Различия между китайским и окинавским вариантом кроется в длине цепи, которая соединяет палки. У китайцев длина цепи составляет 20-30 см, а у островитян она равна ширине ладони владельца.
Лян Гуанмань, представитель девятого поколения Юнчунь-цюань, изучал фоньшаньский стиль с восьми лет. В 1989 году спорткомитет и ассоциация ушу провинции предложили ему набрать группу учеников. Известному учителю сегодня за 70, а количество его учеников по всему миру превышает десять тысяч человек. Лян Гуанман любим не только своими учениками, но и теми, кто занимается в других стилях, и даже не имеющими отношения к ушу людьми. По их просьбам неоднократно печатались статьи об учителе и мастере в журналах, снимались передачи на Фошаньском ил Чжуцзянском телевидении.
Группа фошаньского юнчунь-цюань, которой руководит Лян Гуанмань в мире китайского ушу приобрела очень большую известность. Такой интерес к самому стилю, школе и учителю побудил редакцию гуандунского журнала «Улинь» обратиться к Лян Гуанманю с просьбой написать книгу. Издание на двух языках (китайский и параллельный перевод на английский) под названием «Юнчунь-цюань» продавалось практически во всех странах мира.
В связи с тем, что в последнее время Китай стал более открыт для других держав, в КНР стали приезжать иностранцы для того, чтобы изучить фошаньский Юнчунь-цюань. Большинство из них впервые узнали о стиле из фильмов Ли. Среди гостей КНР, желающих изучить этот стиль ушу – представители Макао и США, Гонконга и Венгрии, Вьетнама и Италии. Еще одним следствием такого интереса к фошаньскому Юнчуь-цюаню стало создание Лян Гуанманем и его единомышленниками Общества по изучению стиля.
Большинство знатоков считают, что хунцзя-цюань – стиль, не имеющий конкретного основоположника. Они подтверждают свое мнение тем, что в современном Китае существует не один десяток школ этого стиля, в основном имеющий деревенский характер. С другой стороны, существуют версии, называющие конкретных отцов хунгара (как еще называют хунцзя-цюань). Например, создание стиля приписывают Хун Игуаню, выдающемуся борцу против завоевателей из Маньчжурии или Хун Сюцюаню, предводителю восстания тайпинов.
Впрочем, дополнительным аргументом за постепенное образование хунцзя-цюань может послужить наличие нескольких школ этого стиля, которые весьма распространены в «Братстве Хуна» («Хунмэнь»), получивших имя от уже упомянутого Хун Сюцюаня. Эмигрировавшие в Западные страны приверженцы стиля хунцзя-цюань начали распространять его там, при этом стиль получил не только большую популярность, но и новое, европеизированное название – «хунгар».